Масленичная неделя
10.02.22
Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен. В 2022 году Московская Широкая Масленица пройдет с 28 февраля по 6 марта. Семь дней Москва звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну.
Торговые ряды в Масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками, да не обычными, а с узорами да надписями: 'Кого люблю - тому дарю', 'от милого подарок - дороже золота'. Соленья, рыба, икра - ешь до отвала!
Ежегодно большой праздник 'Масленица' ждал всех москвичей и гостей столицы на Васильевском спуске. В 2022 году главные праздничные мероприятия, посвященные Масленице, пройдут в городе Москве с 28 февраля по 6 марта. Основными площадками празднования станут каток на Красной площади и Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, где пройдут все массовые представления. А также 40 площадок во всех районах Москвы.
Масленица! праздник 'хмельной, горластый'. Его любят и величают 'Госпожа честная Масленица'. Говорят же в народе: 'Хоть себя заложи, а Маслену потешь!'. И 'разорительница' она, и 'разгульная', и 'пьяная' и 'обжорная', а все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение.
Масленица-наследие времён язычества, праздник в честь бога Волоса. Называли её тогда вовсе не масленица, а мясопуста. Устраивали кулачные бои, борьбу, выводили медведей, потешавших публику; появлялся в толпе гуляющих и бродячий кукольник с Петрушкой. В Москве, там, где сейчас Александровский сад, возводили ледяные горки. Сам Пётр I открывал гулянье, качаясь на качелях с офицерами. Традиционное кушанье масленицы- блины-тоже имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: 'Масленица-объедуха, деньгам приберуха!' По традиции бывают в эти дни катанья с ледяных и снежных горок, весёлые хороводы, пляски и. конечно же, блины!
'Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаявшуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось - 'масленица'? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, - на блине - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость...' И. С. Шмелев.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Не житье, а Масленица.
Масленица объндуха, деньгам прибируха.
Пятница на 'масленичной' недели по народным поверьям зовется 'тещины вечерки'. Этими вечерками зятья приглашали тещу с тестем в свой дом на блины. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколения. В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощения, но и еще для того, чтобы поучиться уму разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. И родители жены очень ждали этого дня и всегда были рады и горды, что их дети не забывают о них и ждут их к себе в гости. Об этом заранее оповещались все родные и родственники, и к вечеру уже вся деревня знала, кто приглашен, а кто нет. И если приглашения не последовало, то теща была обижена на всю жизнь, и зять уже никак не мог исправить своей оплошности. А сам ритуал состоял в следующем, каждая теща должна накануне, вечером отослать в дом зятя всю утварь: сковороды, плошки, котел и т. д., для замеса теста, а тесть в свою очередь должен был поставить все продукты, чтобы новоиспеченный зять смог замесить опару и испечь вкусные блины к приходу дорогих родственников. А вот воскресенье - 'прощенное', самый лучший день масленицы. В этот день принято просить прощения за все плохое и прощать тех, кто просит прощения у тебя. А еще, было принято сжигать масленицу из соломы, этим самым люди прогоняли зиму, и звали весну. В последний день масленицы уже можно было пить спиртное и веселиться, веселиться до упаду. Строили снежные городки, катались с горок, жгли костры, пели песни:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле -
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо -
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
После блинов отправлялись на улицу -''с гор покататься, сердцем потешиться'. Потому и назывались праздничные гулянья на Масленицу 'масленичными потехами'. На этих гуляньях устраивались самые разнообразные увеселения и зимние народные забавы - борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей. На Девичьем поле в Москве возводились временные дощатые балаганы, украшенные яркими вывесками, артисты в маскарадных костюмах с музыкой и прибаутками зазывали публику, обещая веселое представление, пантомиму, акробатов, фокусников и куплетистов. Тут же ставились палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали в воздух перекидные качели. Громадная площадь кипела народом, преимущественно мастеровым и торговым людом. Купечество же с первого дня Масленицы посещало театры и цирки, абонируя ложи для всего семейства. После театра за обыкновение считалось заехать в Большой Московский трактир к Тестову или в какой другой - поужинать. Половые в белоснежных рубашках легко, словно плавая, проносились по залам, угощая гостей. Они имели обыкновение поздравлять посетителей с широкой Масленицей, поднося на блюде поздравительную карточку со стихами, напечатанными на красивой бумаге. На одной стороне карточки был рисунок с масленичным сюжетом и наименованием трактира, а на другой - стихи незатейливого содержания:
'С неделей сырной поздравляем
Мы дорогих своих гостей
И от души им всем желаем
Попировать повеселей'.
С четверга Масленица действительно становилась широкой - гулянье на Девичьем поле привлекало все больше народу, билеты в театр можно было достать только у барышников, на улицах чувствовалось приятное оживление... В пятницу уже закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учения. Правда, эти дни ни официальными, ни церковными праздниками не считались. Но кто же работал в конце Масленой недели? Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены. По семейным домам созывались гости. Жутко себе представить, сколько при этом съедалось блинов и выпивалось вина и водки. Это чрезмерное невоздержание, этот масленичный разгул объяснялся упорно державшимся старинным взглядом, что не потешиться в широкую Мастеницу - значит 'жить в горькой беде и жизнь худо кончить'. После обильных застолий отправлялись в Зоологический сад с ледяных гор кататься, потом на кулачках биться -'блины вытряхивать'. Кулачные бои на Масленицу - отголосок древней военной потехи - были очень распространены. В них принимали участие мужчины без различия возраста и звания. А проводились они обычно тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка. Гвоздем же масленичных потех бывали грандиозные катания на тройках. В Замоскворечье, на Рогожской и на Таганке, заселенных преимущественное богатыми торговыми людьми, и у Mосковских застав, где жили в основном ямщики, эти катания пользовались особен славой. На породистых рысаках, и санях, украшенных пестрыми коврами и розанах, московское купечество выезжало напоказ. Мчались по ухабистой снежной дороге развеселые тройки, разряженные цветными лентами и бумажными цветами, цокали копыта коней с бубенцами под расписными дугами. Смех, свист, озорство, удаль... Тут же во время катания устраивались смотрины купеческих сынков и дочек для того, чтобы поженить их на Красную горку после Пасхи. А на Москве-реке, прямо напротив Кремля, проходили конные бега. Hа льду сооружали обнесенный изгородью круг для бегущих на приз лошадей, а набережные и мосты служили трибунами для любопытствующих. Какой потрясающий крик вырывался из тысяч грудей, какими оглушительными аплодисментами взрывалась публика, когда стройно несущаяся лихая тройка птицей быстролетной первая ''подходила' к столбу! Ибо, как заметил современник, 'есть что-то азартное в русской тройке, чю-то опьяняющее - кажется, оторвала бы от земли и унесся за облака. Pусский человек любит тройку как что-то широкое, разгульное, удалое, что захватывает как вихрем, жжет душу огнем молодечества'. Долго еще буйствовал праздник. И только в воскресенье, ближе к вечеру город начинал затихать и смиряться. Оставалось еще совлечь с себя греховный разгул, попросить прощениям ближних за причиненные им обиды, попрощаться с друзьями и знакомыми. Чтобы заговеться и перейти с блинов на хрен да на редьку. Впереди был долгий Великий пост...
Н. Дорохова.
А вот что происходило на Масленицу в Польше. Буйным весельем, гуляньями, играми, охотой отмечена была масленица, называвшаяся в Польше карнавалом. Устраивались балы, маскарады, свадьбы, пиры, а также 'кулиги' - катания на санях. Нередко этот праздник сопровождался пьянством и чревоугодием без меры, что вызывало возмущение католических священников, называвших масленицу 'дьявольским изобретением'. Особенно шляхта обожала кулиги. Несколько шляхтичей из соседних усадеб, собравшись, ехали на санях в гости в какую-либо отдаленную усадьбу. Застигнутый в расплох хозяин вынужден был кормить нежданных гостей всем, что у него было в закромах. Наевшись и напившись, гости вместе с хозяином отправлялись к следующей 'жертве'. Вообще следует сказать, что зрелище 'кулиги' было впечатляющим. Мужчины ехали верхом, женщины, закутанные в шубы - в санях; в санях же ехали свои либо подобранные где-либо музыканты, - ибо какое же веселье без музыки и танцев? Мужчины палили в воздух из ружей от избытка радости и выпитого. Специальных масленичных блюд не было. Естественно, на пирах и балах подавались очень изысканные и дорогие кушанья, включая и польские. Пожалуй, только среди сладостей присутствовали масленичные 'фавории', т. е. хворост и пончики. Эти пончики, легкие и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый 'жирный четверг' - последний четверг масленицы, в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних.
Масленица - понедельник, 28 февраля. Встреча
С XVI века его стали называть масленицей. Тогда и появилось выражение: 'Не жизнь, а масленица'. А почему это так, можно прочесть в записках иностранного путешественника, посетившего Москву в 1698 году: 'Масленица потому так названа, что русским в течение недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время Поста вместо коровьего употребляют коноплянное в кушанье. Во всю масленицу день и ночь продолжаются обжорства, пьянство, разврат, игра и кулачные бои, да так, что ужасно слышать об этом каждому христианину. В то время пекут блины, зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином, водкою до упаду и безчувственности.'
Это, хотя и несколько обидное, но довольно точное описание русского праздника. С годами, конечно, масляничный разгул несколько поутих. Постепенно праздник упорядочивался, приобретал более строгую регламентацию.
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. читать далее
Масленица - вторник, 1 марта. Заигрыш
В старину на Руси на Масленицу не только гуляли и веселились, но и гадали. Правда, многие гадания для нас сейчас труднодоступны: мы ведь ни огненное колесо с гор не скатываем, ни чучело Зимы не сжигаем. Но после веселых гулянок и игр в снежки собирались красны девицы и добры молодцы вместе за общим столом. На столе стояли блины и все, что с ними едят. Вот тут-то и наступало время “заглянуть в рот” любимому и выяснить, каков характер у твоего будущего мужа. Ведь не зря говорят, что выбирают мужа по блинам, а жену - по пирогам.
Блины с икрой предпочитают настоящие мужики. У такого и дом будет цел, и хозяйство крепкое, и жена и дети обуты-одеты. А вот нежных слов и поцелуев от него не жди - все силы у такого уходят на хозяйство. Да и вообще - любовь доказывают делами, а не словами.
С красной рыбой едят блины “интеллигенты” - слово в крестьянском миру почти ругательное. Мысли и чувства такого человека слишком далеко оторвались от грешной земли читать далее
Масленица - среда, 2 марта. Лакомка
В третий день масленицы, которую празднуют на этой неделе, принято угощать зятьев. При этом накормить зятя раньше было довольно убыточно, поскольку по традиции блины пеклись и маленькие и большие, и молочные, и с икрой, и с селедкой. Завтра же, в четверг, наступает день народных гуляний: сожжение чучела зимы, соревнования в силе и ловкости, конные бега.
Полизала блинцы да стопцы, -
На тарельцы, на тарельцы.
А мы свою Маслену провожали,
Тяжко-важко да по ней воздыхали:
'А Маслена, Маслена, воротися,
До самого Велика дня протянися!' читать далее
Масленица - четверг, 3 марта Разгуляй, широкий четверг
Масленица - пятница, 4 марта Тёщины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.
Также в эти дни традиционно готовят мучные сытные блюда: манты, вареники с вишней, пельмени домашние и с рыбой, запеченную рыбу и плов, а также большой ассортимент пирогов. читать далее
Масленица - суббота, 5 марта. Золовкины посиделки
Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.
Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.
Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки. читать далее
Масленица - воскресенье, 6 марта. Прощенное воскресенье
Масленичные костры - это тоже поминальный обряд, так как они служили своего рода приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста. Происходило 'задабривание' духов на целый год вперед. читать далее
Фото: © Depositphotos.com/@ Oktober64
- Московский фестиваль "Масленица 2020": куда пойти
- Боярыня Масленица 2019: с 4 по 10 марта
- Готовим на Масленицу: 5 вкусных блюд из рыбы
- Тещины блины
- Масленица пришла: пора печь блины
- Сковорода для блинов: выбираем и печем
- Широкая Масленица 2018
- Широкая Масленица 2014 (с 24 февраля по 2 марта)
- Широкая Масленица 2017 (с 20 по 26 февраля)
- Как приготовить оладьи

На Руси название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название

Юра, не согласен! Масленица имеет, да еще как языческие корни. А то что сказано в истории просто до думки современных ученых!
