Красная горка


955
26.04.12

Праздник "Красная горка" символизирует полный приход весны, гуляния, игры и забавы молодых, а так же поминание ушедших из жизни.  В дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния и забавы. "Красная горка" – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и людской страсти. Давным-давно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах, поэтому холмы и горы заменяли у них капища (Капище — языческий храм.) и требища (Требище — жертвенник, место принесения жертв Богу). В России встречается много старинных мест под названием красных гор, горок, холмов. В 2013 году Красная горка приходится на 12 мая.

С появлением христианской веры многое изменилось. Этнографы спорят по сей день о том, какой праздник языческий, а какой православный. Со временем все очень тесно переплелось.

В славянских наречиях слово "красный" употребляется в значении "красивый, цветущий, веселый, отрадный", в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

В православной церкви Красная горка носит название Антипасха - Фомина неделя,  в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы, слово "неделя" со старинного церковно-славянского переводится как "воскресенье"). Название Антипасха означает "вместо Пасхи": не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.

Старинная русская пословица гласит: "Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется". Поэтому этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна —  начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек.

Девушки заплетали в косы цветастые ленты и повязывали красивые платки, чтобы обратить на себя внимание и понравиться своему любимому.
Оставаться парням и девушкам дома в этот день было нельзя. Считалось, что все праздничные гуляния сидевшие дома молодые никогда не найдут себе жениха или невесту или им достанутся некудышние в пару, ведь самых лучших женихов и невест "разберут" другие.

Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — "красная" (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием родных, ушедших из жизни (на кладбище), после чего устраивался праздник.

В некоторых селах Владимирской области на Красную горку – в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились молодежь и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к "новоженам", которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.

Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали молодых, говоря им добрые слова на совместное будущее, желая всего хорошего, за что получали благодарение в виде всяческих угощений и стопки спиртного.

В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей.

В Пензенской области на Красную горку устраивалось "опахивание села". В глухую полночь все деревенские бабы шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые девахи с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.


 


Наталья Петрова, специально для Kulina.ru


Подписывайтесь на «Кулину» в Яндекс.Дзене и Telegram




Отзывы
 
Ваше имя:

Оставить отзыв:
E-mail:




 Версия для печати








Следите за сайтом на Яндексе
Установите виджет Kulina.Ru на главную страницу Яндекса
 
Лучшие рецепты с фото с доставкой
Подписаться