История винной бутылки


3577
08.02.12

Бутылка (польск. butelka) — ёмкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой. Большие бутылки иногда именуются бутылями. Изначально бутылки производились только из черного стекла и, со временем, стали появляться бутылки зеленого, оливкового и коричневого цвета. Что касается формы, то первые бутылки были несколько "пузатыми" напоминающими небольшую луковицу, затем они стали вытягиваться в форму цилиндра. С годами, для каждого региона, где производится вино, стали появляться характерные формы бутылок, а каждый производитель стал ставить на них свой фирменный знак.

История происхождения бутылки уходит в далёкое прошлое, первая стекольная мастерская была найдена археологами в Тель-эль-Амарне (Египет) и датирована 1370 г. до н. э. На территории Египта и Сирии найдены маленькие флакончики ёмкостью 20-50 мл для благовоний, помад и красок для лица. Довольно быстро египтяне освоили производство фигурного стекла, придавая ему форму овоща, фрукта, человека или животного. Флаконы делали из разноцветного стекла, вплетая в структуру полоски стекла другого цвета. В то время ещё не придумали выдувать объёмную тару и делали пузырьки небольшого объёма, погружая металлический стержень в расплавленное стекло. Стержень крутили по оси, наматывая стеклянную массу. После остывания заготовка освобождалась от стержня, шлифовалась и декорировалась.
Первая стеклодувная трубка была придумана сирийскими мастерами в Вавилоне в 1 веке до н.э. и быстро нашла применение в Древнем Риме, который стал центром стекольного производства. Но стекло оставалось долгое время хрупким. В 1611 году эту хрупкость «победили». Новая технология обжига предполагала конструкцию печи для обжига, работающую на угле, вместо привычных дров. Таким образом, стекло, лучше разогреваясь и дольше остывая, было прочнее изготовленного в дровяной печи. Это революционное для стекольного дела изобретение позволило резко повысить прочность стекла, удешевить и значительно ускорить его производство. Вино стали разливать в бутылки и наклеивать этикетки точно так же, как наклеивали их аптекари на свои бутылочки. Вино ассоциировалось у покупателей с хорошим самочувствием и настроением.

К началу 19 века вино в бутылке было уже обязательным атрибутом аристократического ужина, вино на стол подавали прямо в бутылке, и спрос на стеклянные ёмкости только рос. Мадам Клико выпускала своё шампанское большими партиями в прочных бутылках с толстыми стенками. К 20-м годам 19 века популярность бутылки как упаковки была такой, что стеклодувные фабрики не справлялись с возросшим спросом. В 1824 году была опробована технология изготовления стекла под прессом, а в конце 19 века Майклом Оуенсом изобретена машина по изготовлению стеклянных бутылок. С тех пор дешёвая и практичная стеклянная упаковка стала стандартом для вина.
На Руси к 12 веку было несколько стекольных мастерских, делавших из стекла украшения, посуду и оконные стёкла. Объёмы этих производств насыщали лишь местный рынок и не продавались в Европе. Но качество изделий было на уровне венецианских мастеров.
Первый стекольный завод или, вернее, мастерская открылась в России после монголо-татарского ига лишь в 1635 году шведом Елисеем Коетом. По-настоящему стекольное производство стало развиваться в России лишь с приходом к власти Петра I. Заводы появлялись каждый год, мастеров обучали в Венеции, а количество и качество русского стекла неизменно росло. К середине 19 века бутылки уже не выдували, а лили в специальных машинах. Стали появляться разнообразные, до этого недостижимые геометрические формы, в том числе прямоугольные, конусные. Бутылки разделились по своему назначению. Так, водочные бутылки разительно отличались от винных, а бутылки для шампанского имели необычайную надёжность. Большое значение имел цвет бутылки. Простой считалась прозрачная бутылка. В такие разливалась дешёвая водка. Зеленоватые и янтарные предназначались для напитков среднего уровня. Вишнёвый, рубиновый или глубокий синий цвет соответствовал дорогой продукции. Это могла быть и водка, и коньяк, и изысканное вино. Каждая компания с именем считала обязательным изготовить бутылку собственной узнаваемой формы. Так появились бутылки-фляжки, конусные, в виде графина и даже в форме сидящего турка. В конце 19 века Николаем II было принято «Положение о стеклянной посуде», в котором производители обязывались маркировать свои бутылки клеймом собственной фирмы с местоположением завода и годом выпуска. Изображение двуглавого орла было наивысшей царской наградой, «знаком качества», рекомендацией монарха и означало получение высшей награды на выставке.

Про объем винных бутылок

До начала машинной эры производства бутылки имели самую разнообразную, порой даже уникальную форму. Каждая бутылка была неповторима, разные артели имели свой почерк изготовления, и единый стандарт было сложно поддерживать, даже если и очень хотелось. Считается, что ёмкость в 0,75 литра - это средний по объёму выдох обычного стеклодува. В России же стандарты объёма несколько отличались от остального мира и представляли собой различные части объёма ведра (12,3 литра). Четверть ведра (3,075 л) была оптовым стандартом водочной фасовки, а позже «трёхлитровой банкой», штоф десятириковый или десятая часть ведра (1,23 л) использовался редко, а вот полуштоф (0,615 л) в виде водочной бутылки - довольно часто. Сороковка или сороковая часть ведра (0,3075 л) была также весьма популярна в водочной фасовке малых объёмов. В трактирах оперировали чарками (0,123 л) и шкаликами (0,0615 л). Винная бутылка в России получила свой объём от так называемого осьмёрикова «неправильного» штофа, то есть половины от 1/8 ведра, что равнялось 0,76875 литра.

Про знаменитые формы бутылок

Бордосские бутылки легко распознать по характерным "плечикам". Именно они являются самыми популярными в мире бутылками для красных вин. Дно бордосских бутылок имеет слегка вогнутую форму, что помогает предотвратить попадание в бокал естественного осадка при его разливании. Именно поэтому, перед открытием любимого вина, рекомендуют на пару минут поставить бутылку в вертикальное положение, чтобы осадок опустился в желобки вокруг выпуклости дна.
Бордосские бутылки имеют либо зеленый цвет (сухие белые и красные вина), либо производятся из прозрачного стекла (сладкие и некоторые сухие белые вина).

Бургундские бутылки имеют покатые, слабовыраженные "плечики" и используется для красных ( как правило, из пино нуара) и белых ( шардоне) вин. Бутылки "Бургундия" обычно бывают зеленого цвета, хотя, иногда встречаются и прозрачные.

Высокие бутылки типа "флейта" по своей форме схожи с вытянутыми бургундскими бутылками. Их родиной считается Германия, где форму этого сосуда сравнивают с флейтой или с бараньей ногой. Традиционно, эти бутылки используют для немецких сортов винограда таких, как рислинг, гевюрцтраминер и сильванер. В районе Рейна они, как правило, коричневого цвета, а на Мозеле - зеленого оттенка. Эти бутылки, кроме Германии, используются и другими странами - Франции (Эльзас), Австрии и Швейцарии.

Бутылки для шампанского и игристых вин были изобретены знаменитым монахом Домом Периньоном. Изначально, вогнутое донышко предназначалось для более удобной транспортировки и хранения бутылок ( горлышко одной бутылки вставлялось в донышко другой, тем самым обеспечивая жесткую фиксацию и дополнительное свободное место в ящике. Традиционная бутылка для шампанского, как правило, зеленого цвета, хотя встречаются и прозрачные. Их не рекомендуют оставлять под прямыми солнечными лучами (негативно сказывается на вкусе вина). Именно поэтому шампанское в прозрачных бутылках, дополнительно упаковывают в картонную коробку или бумагу.

 


Наталья Петрова, специально для Kulina.ru


Подписывайтесь на «Кулину» в Яндекс.Дзене и Telegram




Отзывы
 
Ваше имя:

Оставить отзыв:
E-mail:




 Версия для печати






 
Лучшие рецепты с фото с доставкой
Подписаться