Шамбертен - вино императоров и королей
24.10.11
Еще в 18 веке известный Казанова советовал угощать даму рокфором и "шамбертеном", кстати, любимым вином Бонапарта. Это вино пяти или шестилетней выдержки поставлялось ему в специальных бутылках, изготовлявшихся на Севрской мануфактуре. Вино для императора разбавляли водой. Он никогда не выпивал сразу больше половины бутылки. Во время военных кампаний за Наполеоном следовала особая карета, которую называли "большим погребом". Помимо императора это вино было в фаворе у многих королей, а местный винодельческий праздник так и называется Roi Chambertin – "Король Шамбертен". На празднике выбирают короля и облачают его в мантию и корону. Королем может стать и местный винодел, и, скажем, кто-нибудь из великих шефов, таких, как Лежандр или Труагро.
Но это еще не все. В романе Альфреда Хичкока этот самое вино помогло поймать преступника. Вам интересно как? Тогда слушайте:
"...- Ну а теперь, - сказал Вернье, - король вин. Лучшего, чем шамбертен, никогда не существовало. А лучшего шамбертена, чем за 1911 год, - и подавно. Смотритека! Тщательно упакованная в корзиночку с ручкой, бутылка переходила из рук в руки. Вернье обратил внимание собравшихся на паутину, которой была покрыта бутылка, а затем, налив немного вина в свой бокал, выставил его к восхищению собравшихся.
- Вы полюбуйтесь на этот цвет! - сказал он. - Настоящий рубин. Как яркое, вспыхивающее пламя. Огонь тысячи солнечных закатов. А букет-то какой! Да вы только понюхайте! Да это же чистая поэзия! Вот это вино! Если и существует вообще на свете вино, так только это - Шамбертен! И он поднес свой бокал каждому из гостей прямо под нос и стал рассматривать по очереди каждого из них, как они вдыхают 'душу вина'.
- А теперь передайте мне ваши большие рюмки, пожалуйста! Держа бутылку почти неподвижно, он наполнил рюмки на три четверти. Своим живым глазом оглядел стол. А потом вдруг опустил ложку в тарелку с кусками льда. И начал бросать кусочки в рюмки с вином. Вилмердинг, сидевший напротив него, аж подскочил на стуле, открыв рот, как если бы он увидел что-то ужасное.
- Боже милостивый! Да не кладите вы лед в этот шамбертен! - сказал он, раздосадованный, тихим голосом. Вернье выронил ложку, скользнул рукой в карман и немедленно оказался на другом конце стола, да так быстро, что Вилмердинг и сесть не успел. Послышался лишь металлический стук, ругательство - и пара наручников уже сверкала на запястьях Вилмердинга.
Вернье объявил всем:
- Джероум Стикс, разыскиваемый преступник.
Шум, замешательство воцарились в комнате. Гости поднялись, закричали, зажестикулировали, а инспектор буквально зарычал что-то по-голландски капитану парохода, который неистово мотал головой. Прэйл стучал кулаком по столу и бросал в лицо Вернье проклятья. Дорэн, обняв рукой за плечи Вилмердинга, уверял его, что все будет хорошо. А сам Вилмердинг, разинув от удивления и неожиданности рот, продолжал смотреть на Вернье.
- Джероум Стикс, - повторил Вернье.
- Лжец! - зарычал Дорэн.
- Нет! Так дело не пойдет! - Прэйл двинулся на Вернье, размахивая стулом.
- Подождите! Вернье мирно замахал обеими руками. Прэйл замер.
- Я сейчас вам расскажу. Расскажу, как я узнал, что именно этот человек - Джероум Стикс. Прэйл поставил стул на пол.
- Только сибарит и эпикуреец, такой как Джероум Стикс, мог быть шокирован тем, что я положил кусок льда в шамбертен. Только истинный гурман, высоко ценящий вина, может знать, какой букет исчезнет при смешении его со льдом. Стикс знает, что красное вино пьется комнатной температуры, и позвольте, господа, представить вам Джероума Стикса, эпикурейца, так давно разыскиваемого в Сан-Франциско. - Что, Вилли? Есть ли хоть капля правды во всем этом? - спросил Прэйл.
Стикс, сиречь Вилмердинг, даже не повернул в его сторону головы. Он мрачно рассматривал жирное фиолетовое пятно, которое все увеличивалось и увеличивалось на скатерти. В огне схватки Вернье, когда надевал ему наручники, опрокинул сразу три рюмки вина.
- Послушайте, Вернье, - сказал наконец человек в наручниках, - может быть, вы мне сделаете последнее и вполне разумное одолжение?
- Конечно, - ответил Вернье, - если вы поступите аналогично. Скажите мне, как вам удалось стать блондином, не прибегая к помощи краски?
Вилмердинг - Стикс едва заметно улыбнулся.
- А я всегда им был. И когда мне пришлось как следует "повертеться" в жизни, я сказал себе: 'Кто знает, может быть, наступит день, когда мне придется скрываться...' И тогда я приучил себя к тому, чтобы перекрашивать волосы в черный цвет, зная, что однажды я смогу стать блондином, когда захочу... Ну а теперь вы можете мне сделать последнее одолжение?
- Какое? - спросил Вернье.
Налейте мне бокал вашего шамбертена... но без ЛЬДА".
Итак, Шамбертен! Начнем, пожалуй, с Наполеона. История его пристрастия к вину началась во время одного из походов. Однажды гренадерский офицер Клод Нуазо угостил императора бокалом неизвестного для него, вина. Все знали, что наполеон предпочитает шампанское и то в редких случаях, так как страдал от болей в желудке. Шамбертен же ему понравился сразу, поскольку никакого дискомфорта после него император не испытывал, даже в любимом своем сочетании с эпуассом, весьма неслабым сыром. С тех пор и вино, и Нуазо следовали за ним повсюду, вплоть до ссылки. Когда Наполеона не стало, Нуазо купил виноградник в соседней с Шамбертеном коммуне Фиссен, назвал его Clos de Napoléon и поставил в деревушке памятник, известный как Пробуждение Наполеона. Верный офицер завещал похоронить себя рядом с памятником, да еще и стоя, чтобы вечно отдавать императору честь. А его Clos de Napoléon, фиссенское премье крю, находится в монопольном владении Domaine Gelin: этикетка украшена изображением памятника и буквой N в лавровом венке.
Но, любовь Наполеона к этому вину сыграла с последним, злую шутку. В одном из походов на Москву, донские казаки отбили один из обозов с вином. И через некоторое время наполеоновский шамбертен стал известен по всей России, а когда его выпили, подделки под него захлестнули Европу и Новый Свет. Но уже с 1905 года началась планомерная работа по определению границ подлинного шамбертена. В 1935 году в Шамбертене появился декрет аппелласьона. Декрет запретил гаме (только пино нуар); обязал всех указывать Gevrey-Chambertin на бутылке и рядом при желании ставить название клима. А в 1936 году было принято законодательство, в котором говорилось, что виноделы, владеющие участками на Clos de Bèze, получили право по своему выбору писать на этикетках либо Chambertin Clos de Bèze, либо просто Chambertin (виноделы гран крю Chambertin не имеют никакого права дописывать Clos de Bèze). Остальные гран крю изменили наименования, добавив к собственному слово Chambertin и стали писать названия через дефис: Chapelle-Chambertin, Charmes-Chambertin.
Коммунальный апеллясьон Gevrey-Chambertin занимает 400 га севернее Morey Saint-Denis и южнее Fixin, в пятнадцати километрах от Дижона. В АОС Gevrey-Chambertin входят коммуна (деревня) Gevrey и южная часть коммуны Brochon (Брошóн), северная часть которой относится к апеллясьону Fixin. История великих виноградников Жевре-Шамбертена уходит далеко в глубь веков. Самый старый из гран крю - Clos de Bèze (15,4 га) - носит это название с 630 года. Расположенный по соседству Chambertin (13 га) обязан своим именем некоему Бертену, владевшему этим драгоценным участком в Средние века (champ de Bertin - "поле Бертена"). Свою историю имеют и остальные гран крю: Chapelle (Шапель – 5,5 га), Charmes (Шарм), менее известный под названием Mazoyères (Мазуайéр – 31 га), Griotte (Гриот – 2,7 га), Latricières (Латрисьер – 7,3 га), Mazis (Мази – 9 га) и Ruchottes (Рюшот – 3,3 га).
Лучшие производители: Bachelet, Boillot, Butguet, Drouhin, Dugat, M Esmonin, Leroy, P Ledere, Mortet, Naddef, Ponsot, Rossignol-Trapet, Roty, Tortochot.
Grand Cru: Chambertin, Chambcrtin-Cloes de Beze, Chapelle-Chambertin, Charmes-Chambertin, Griotte-Chambertin, Latricieres-Chambertin, Mazis-Chambertin, Ruchottes-Chambertin.
Premier Cru: Combe-aux-Moines, Lavaut, Clos St-Jacques, Clos des Varoilles.
Вина Жевре-Шамбертена - мощные, ароматные, сочные, насыщенные. Молодое Жевре-Шамбертен пахнет черешней, а иногда горьким шоколадом. После нескольких лет выдержки в аромате вина проступают оттенки лакрицы, трюфеля, животные запахи, ароматы консервированных фруктов.
Вина Жевре-Шамбертена рекомендуют пить при температуре 16-17 градусов под сложные блюда из красного мяса с темным соусом (кроме bœuf bourguignon), дичь, утку. С вином делают знаменитое блюдо coq au chambertin - "Петух в шамбертене". Птица варится довольно долго и требует нескольких бутылок вина. Прекрасно к вину подходят классические сыры Langres, Epoisses и Ami du Chambertin. Последний называют "другом шамбертена".