Осенины
21.09.11
Осенины, Оспожинки, Богородицкая, Богач, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, "Друга Пречиста" (укр.), "Мати Пречиста" (укр.), "Засiдкi" (белорус.): все это один и тот же праздник. Он посвящен собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считалось, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.
В земледельческом календаре славян 14 сентября называли первыми "осенинами" или "оспожинками". В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.
В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня. Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек: в станочке вращали с помощью небольшого лука, берёзовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже – береза, сосна. Кое-где огонь добывали ударами кремня – кресалом.
Добытый живой огонь разносили по дворам – зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажжённые именно от вытертого огня, имели решающее действие для избавления скота от смертельной угрозы. Обновление огня символизировало всеобщее обновление.
С первых "осенин" основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.
Вторые Осенины отмечали 21 сентября. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. В сознании русского человека её образ сливался с образом Богородицы (21 сентября отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы), посему обращались к ней: "Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!" По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы "поучить их уму-разуму". Считалось что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. По сути, это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия.
Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути - это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе - день рождения Девы Марии, матери Иисуса Христа.
Этот день считался традиционно женским праздником, женщину почитали как продолжательницу рода. В этот день обращали свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывали стол и приглашают всех нищих в селе "чтобы молились за её детей". Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашали всех к себе на обед.
Третьи Осенины приурочены к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня - 27 сентября 2013 года, это третья встреча осени. "Воздвиженье - осень навстречу зиме двигает".
По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов. В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.
На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (в христианстве слово это приняло звучание "рая"). Посему устраивались проводы их с просьбой передать послание ушедшим в мир иной.
Для души
Осенины
Стихи Дмитрия Сухарева
А когда хлеба созрели,
Когда яблони родили,
Мы застольем проводили
Всё, что встретили в апреле.
Где межа зимы и лета,
Там печальницы-осины
От души плеснули цвета -
Осенины.
А вторые осенины
Бабьим летом улыбнулись,
Носом в зеркальце уткнулись
И ресницы подсинили.
И, опомнившись, мужчины
Тёплых женщин обнимали,
Их смущению внимали -
Осенины.
А на третьи осенины
Осенили мысли роем:
Не дадим любовь в обиду,
Под снегами не зароем!
А на третьи осенины
Осенила нас идея -
Век любить и жить попятно -
Молодея, молодея!
И, услышав крик совиный
В тёмной чаще, в самой гуще,
Мы огонь раздуем пуще...
Осенины.
Наталья Петрова, специально для Kulina.ru
Очень хорошая и грамотная статья об Осенинах. Теплое, душевное стихотворение как нельзя лучше подходит к статье.