Личный кабинет:
   
 Забыли пароль? Регистрация

Заглянем в буфет. История вещей.


26991
20.04.11

С буфетом у многих связаны самые теплые воспоминания из детства! Старинный буфет хранит аромат молотого кофе, леденцов, шоколада, яблок, груш, пирожных и, конечно же, варенья! Интересно было бы узнать его историю. Известно, что первый буфет появился во времена средневековья, и окончательно сформировался во Франции как шкаф для посуды с полками и дверцами. В ХVII веке появился угловой посудный шкаф-буфет, на его полках выставляли семейный фарфор и серебро.

Уже тогда буфеты изготавливали различными, в зависимости от того, для какого помещения они предназначались: кухни, гостиной или столовой. Буфеты были как одноярусными, так и двухъярусными. Снабжались дверцами и запорами,  были разделены на несколько отделений резными полками для удобства хранения посуды.
Нижнюю и верхнюю часть буфета разделял стол с нишей. Эта конструкция буфета оказалась удобной, и именно в таком виде шкаф распространился почти по всей Европе, попал в Россию, правда, применение ниши было различным.

Во Франции в нише располагали бутылки с вином, вазы с фруктами. В Германии - декоративные вазы, большие пивные кружки (свинцовые, фарфоровые, в конечном счете также игравшие декоративную роль). В России в нишу ставили самовар на подносе, чайник для нагревания воды, вазы с фруктами, иногда, если буфет был высоким и ниша большая, помещали медный таз для варки варенья. Эти приборы играли одновременно и декоративную роль, служа украшением интерьера.
Российские буфеты

В крестьянской среде буфет получил большое распространение лишь в первой половине ХХ столетий. В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами.

При типовом единстве буфеты отличались пропорциями, чередованием и соотношением глухих и остеклённых частей, наличием и размерами среднего и верхнего карнизов, декоративных элементов, плинта или опорных ножек, выдвижных ящиков, характером филёнок, рифления, покраской. Нижняя часть буфета обычно имела тяжёлый плинт, реже - ножки, две «слепые» дверцы с разнообразными филёнками. Над нижними створками мог располагаться выдвижной ящик - один или два, значительно реже - три. Затем следовал профильный средний карниз, над которым возвышался второй ярус, глухой или остеклённый. Если использовали полное или частичное остекление, то часто прибегали к переплёту. Простой переплёт зрительно разбивал стекло на прямоугольники, в то время как сложный, орнаментальный напоминал голландские окна или витраж. Иногда над нижней тумбой буфета помещали поднимающиеся цилиндрические крышки, напоминающие те, что делались для бюро. Этот образец можно рассматривать как буфет-бюро, который существовал в северных областях вплоть до 1950-х годов.
Одна из разновидностей - низкий шкаф, похожий на прилавок с глухими фасадами: выдвижными, распашными или раздвижными. Буфет этого типа называют на итальянский манер "креденца". Внешне он может напоминать комод, но отличается от него тем, что помимо выдвижных ящиков имеет, как уже говорилось, распашные или раздвижные дверцы - для удобства хранения посуды и пр. Другие модели представляют собой низкие шкафы, на которые установлены либо открытые полки, либо застекленные шкафчики-витрины.

Фасад буфетов часто декорировали накладными резными элементами. Буфеты красили тёмными и яркими масляными красками, иногда обращались к светлым оттенкам. На Севере буфеты расписывали. Мастера Вологодской и Архангельской губерний на филенках рисовали цветы в вазах или горшках. Эти наивные букеты, ветви, гирлянды всегда симметричны, при этом далеки от абсолютной симметрии профессионального искусства.

В  XVII в. буфеты-шкафы приобрели тот вид, который они сохранили почти до наших дней и который оказался наиболее рациональным: верхние полки со стеклянными или закрытыми (непрозрачными) дверцами для стеклянной и хрустальной посуды, выдвижные ящики для металлических столовых приборов, основные массивные нижние закрытые полки для тяжелой фарфоровой и металлической посуды тарелок, блюд, чаш, чайников и т. п.

Наталья Петрова, специально для Kulina.ru

 

Сказки антикварной лавки. Старинный буфет и Ваза.

… Однажды в магазин принесли вазу. Она была очень красивая, очень хрупкая, очень изящная, и где же ей было место, как не на императорском буфете!
- Добрый вечер! - кокетливо и мило поздоровалась Ваза. - Надеюсь, я не стеснила Вас своим присутствием.
- О нет, что Вы - проскрипел Старинный Буфет и, чтобы казаться стройнее, втянул в себя пузатые ящики. - Какое приятное соседство! Позвольте представиться: Буфет из императорской гостиной, мореный дуб, XVII век.
- Очень приятно! Ваза для садовых цветов, фарфор из Богемии, - представилась Ваза, тактично умолчав о возрасте.
Буфет был таким галантным, а Ваза - такой милой и нежной, что они просто не могли не полюбить друг друга! Но однажды давний приятель Буфета, старинный Письменный стол рассказал, что в его верхнем ящике лежит интересное письмецо. В нём официально сообщается и даже подтверждается большой круглой синей печатью, что фарфоровая ваза, принятую за богемскую, произведена в гончарной мастерской Ивана Криворучко, что живет на Малой Арнаутской улице.
- Я так и знал! Это же сразу было видно! - громко воскликнул трёхногий стул с потёртой обшивкой. - Она настоящая подделка!
От возмущения ящики Буфета выдвинулись, дверцы распахнули, задели Вазу, и она грохнулась об пол и закатилась в самый тёмный и пыльный угол.
- Обманщица! - проскрипел Императорский Буфет. - Знать тебя не хочу!
Дни потекли своим чередом, и первое время Императорский Буфет мореного дуба почти не вспоминал Вазу - обманщицу. Письменный стол и Трехногий Стул с потёртой обшивкой одобряли его настоящий мужской поступок.
Но постепенно с буфетом стало происходить что-то неладное: на резных дверцах появились трещинки, правая ножка совсем разболталась, ящики стали безудержно скрипеть и даже зеркала на задней стенке совсем потускнели… Буфет стал угрюмым м мрачным, и совсем перестал болтать со своими приятелями.
В подвальчике стали поговаривать, что Буфет скоро отправят к старьёвщику! И когда старинный Письменный Стол поведал об этом Буфету, то услышал такой ответ:
- Мне уже все равно… Без Вазы я все равно пропаду… Единственное, что я сейчас хочу - это попросить у неё прощенья. Я понял, что совершенно не важно где она сделана, главное, что я люблю её. - Буфет вздохнул и замолчал.
Может быть, история повернулась бы и по-другому, но назавтра в магазине провели генеральную уборку. Вазу достали их темного пыльного угла, отмыли и поставили на прежнее место.
А наутро все с удивлением увидели сверкающий обновленный Императорский Буфет! На дверцах пропали трещинки, пузатые ящики снова втянулись, а зеркала на задней стенке сияли как новенькие! А на самой верхней полке, за стеклянной дверцей, стояла счастливая влюблённая Фарфоровая Ваза!
- Вот такая была история, - закончил свой рассказ Антиквар.
- Зачем же Вы принесли в свой магазин такую обыкновенную вазу?
- Ну что вы, это совсем не обыкновенная ваза, это была Любимая Ваза моей жены… А вот что действительно попало к старьевщику, так это трёхногий стул с порванной обшивкой, на котором обнаружилась странная надпись: "Made in China".

Авторы: Александра Муксатова, Виктория Шнеер, Любовь Явленская
 


Подписывайтесь на «Кулину» в Яндекс.Дзене и Telegram




Отзывы
 
Ваше имя:

Оставить отзыв:
E-mail:

Оксана  26.11.2011 в 23:23
Спасибо!Очень познавательно!



 Версия для печати

 
Лучшие рецепты с фото с доставкой
Подписаться