Кумыс - квашеное кобылье молоко
01.02.11
"Как нет возраста лучше сорока лет, так нет лучше пищи, чем кумыс"
Казахская пословица
Кумыс - кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения при помощи болгарской и ацидофильной молочнокислых палочек и дрожжей. Напиток пенистый, беловатого цвета, вкус - приятный, освежающий, кисловато-сладкий. Кумыс признан полезным общеукрепляющим средством.
Первыми готовить кумыс научились кочевые народы казахских и монгольских степей в энеолите (5500 лет назад). Технологию приготовления кумыса кочевники веками хранили в тайне. Как рассказывают старые казахские мастера, всего видов кумыса более двадцати пяти. Самый ценный майский - уызкымыз, его готовят из молозива. Июньский, сарыкымыз, имеет приятный желтоватый оттенок, а июльский кунаркымыз ценится калорийностью.
Первое упоминание о кумысе можно найти в трудах древнегреческого историка Геродота (484-424 гг. до н.э.), который, описывая быт скифов, рассказывал, что любимым напитком этого народа был особый напиток, приготовленный путем сбивания кобыльего молока в глубоких кадках. Описание кумыса можно встретить и в древнерусской летописи – "Ипатьевском списке". Подробное описание кумыса оставил французский монах и миссионер XIII века Вильгельм Рубрикиус. Рассказывая о своем путешествии в "Татарию" в 1253 году, он впервые подробно описывает приготовление, вкус и действие кумыса.
В зависимости от времени года кумыс бывает летним, осенним и зимним. Существуют и другие разновидности, всего же их более тридцати.
Кумыс-молозиво (уыз-сут). Его получали из забродившего кобыльего молока, в котором держится вкус молозива. По старинному обычаю, стар и млад аула приходили помешать такой кумыс, а хозяин, в свою очередь, угощал их.
Приготовление кумыса было известно уже в глубокой древности, в частности, кочевникам юго-восточной России и Средней Азии, а также южных причерноморских степных районов. Первое упоминание о кумысе встречается у отца истории, древнегреческого историка и путешественника Геродота, жившего еще в V веке до н.э.
Он сообщал, что излюбленным напитком скифов-кочевников было кобылье молоко, приготовленное впрок по особому методу. Как писал Геродот, кочевники тщательно охраняли секрет изготовления кумыса. Тех, кто разглашал эту тайну, сурово наказывали: их ослепляли. Многие историки полагают, что кумыс пошел именно от скифов.
После своего появления в глубокой древности и до наших дней кумыс является одним из любимых напитков многих народов, в том числе и ближайших соседей наших предков. Так, татары и монголы пили кумыс задолго до нашествия на Русь. С древних времен кумыс был известен и таким кочевым народам, как казахи, киргизы, башкиры, он стал их национальным напитком.
Кстати, со временем кочевники начали делать кумыс и из молока других животных, в частности, верблюдов и коров. Раньше всего к этому перешли калмыки. Что касается, например, башкир, то они признавали кумыс только из кобыльего молока, а казахи и туркмены - из молока верблюдиц.
В славянских источниках кумыс впервые упоминается в XII веке, в Ипатьевской летописи за 1182 год, которая свидетельствует, что князю Игорю Северскому удалось бежать из половецкого плена, воспользовавшись тем, что стражники опьянели от выпитого кумыса. Именно, начиная с этой летописи в позднейших источниках кумыс называется "млечным вином", что кстати соответствует медицинскому названию кумыс "vinum lactis".
Многие историки задавались вопросом, почему же славяне, проживая рядом с народами, обильно употреблявшими кумыс, не только не приняли его, но во все времена относились к этому напитку прохладно. Объясняется это рядом причин. Прежде всего в силу религиозных установок. Кумыс употребляли племена и народы, которые в понимании славян (особенно после того, как славяне приняли христианство) считались "нечистыми", "басурманами". Христианская же религия считала большим грехом перенимать обычаи и нравы инакомыслящих. Немаловажную роль в невнимании к кумысу играло и то, что славяне имели два прекрасных, истинно славянских напитка: мед и квас. Определенную роль в "манкировании" славянами кумыса сыграло и то, что они вели оседлый образ жизни, который позволял им готовить и хранить многие молочные продукты. Кумыс же для кочевников был, если хотите, вынужденным продуктом, так как только в таком виде они могли сохранять молоко и именно кобылье. Лошадь для кочевников была и средством передвижения, и источником основных продуктов питания: молока и мяса.
Историки отмечают и такой момент, который способствовал увеличению производства кумыса: это принятие кочевыми народами мусульманства. Ислам, как известно, запрещает мусульманам употреблять опьяняющие алкогольные напитки, вино. Кумыс же Кораном не запрещен.
Интересно, что в первой половине XIX века кумыс опять был предан забвению и только в 1858 году, благодаря врачу Н. В. Постникову, о кумысе заговорили вновь. Н. В. Постников был первым, кто учредил в России первое кумысолечебное заведение (в 1858 году) и поставил лечение кумысом на научную основу. Он опубликовал много статей по этой теме, а затем издал в Самаре книгу "О кумысе, его свойствах и действий на человеческий организм".
Через 10 лет, в 1868 году, по желанию императрицы, московский купец В. С. Марецкий устроил первое подмосковное кумысолечебное заведение (в нынешних Сокольниках). Кумыс для этой лечебницы готовился в Останкине.
Кумыс разделяют на три вида: слабый, средний и старый (крепкий). Слабым считается тот, который разливается в бутылки ранее суток после заквашивания; средним называют суточный кумыс, старым тот, который со дня его приготовления остается на льду неделю или более. Кумыс готовили раньше в деревянных липовых или дубовых кадках. В сосудах из другого дерева кумыс быстро прокисает.
Сары (желтый) кымыз. Самый сладкий и полезный кумыс середины лета, когда травы полностью созрели и набрали силу. Во время частых переездов кумыс много и хорошо перемешивался, в результате чего комочки жира исчезали, а горьковатый привкус терялся, цвет становился желтоватым. Запах свежевыделанной сабы, соки разнотравья придавали кумысу неповторимый особенный вкус. Употребление такого кумыса поднимало настроение, а если выпить много, то клонило в сон. Желтый кумыс полностью усваивается организмом, имеет особые целебные свойства.
Тунемел кымыз. Кумыс, созревавший в течение двух суток в специальном торсыке с остатком старого кумыса (кора). Его пили, закусывая куртом, иримшиком и маслом. Схожа с ним и другая разновидность – кораба кумыс, когда в ранее сброженный остаток кумыса наливали свежее кобылье молоко.
Кунан кымыз (кумыс-трехдневка). Настаивался трое суток. Его давали людям, не употреблявшим саумал. Обычно готовили к праздникам или поминкам. Кумыс, настаивавшийся четверо суток, называли донен кымыз, пять суток – бести кымыз (пятидневкой), а кумыс, превосходящий их по силе брожения, называли асау (буйным). Кысырдын кымыз (кумыс яловой кобылы). Готовили зимой из молока оставшейся летом яловой, но с сосущим жеребенком кобылы. Такой кумыс также считается весьма полезным при туберкулезе, его дают тяжелобольным детям и взрослым. Бывало, что зимой кумыс готовили и из замороженного молока.
Медовый кумыс. Для придания особого вкуса в кумыс добавляли мед, сахар, кишмиш, сушеный урюк. Любимый напиток детей и подростков. В некоторые разновидности для аромата добавляли также пахучие травы. Кумыс-сборы (последний кумыс). Кумыс осеннего периода. По традиции пить такой кумыс приглашали гостей и родню из соседних аулов.
В зависимости от закваски, длительности и условий кумыс получается разным. Бывает кумыс весьма крепкий, с повышенным содержанием спирта, который может опьянять, приводя человека в возбуждённо-хмельное состояние. Бывает кумыс, наоборот, успокаивающий, приводящий человека в сонное состояние.
Для приготовления кумыса нужно, чтобы кобылица была степной, молодой и здоровой. Приготовляется кумыса сводятся к следующему: сначала приготовляют закваску, смешивают ее с кобыльим молоком и дают время постоять. Для получения первого кумыса у башкир служит кислое коровье молоко, для следующего закваской служит крепкий кумыс. Доказано в недавнее время, что микроорганизмы напитка также, как и кефира, образуют зерна, которые можно промывать, высушивать и сохранять: лучше всего приготовлять кумыс при помощи этих зерен. Они, по последним исследованиям, состоят как из чистых культур Saccharomyces и Bacilli acidi lactici, играющих самую существенную роль при превращении кобыльего молока в кумыс. Когда закваска готова, приступают к приготовлению самого кумыса. Берут 1 часть закваски и смешивают с 5-ю частями свежего парного молока, взбалтывают смесь в течение нескольких минут и оставляют на 3-4 часа бродить; уже часа через 4 появляются первые признаки брожения: поверхность смеси покрывается слоем маленьких пузырьков; в это время приливают еще 4-5 частей свежего молока, взбалтывают и оставляют стоять часов 7-8, затем снова приливают 4-5 частей молока и сильно взбалтывают; часа через 3-4 после второго прилития слабый кумыс с кисловатым, приятным вкусом готов. Часа через 3-4 вкус напиток делается уже кислым, неприятным, с алкогольным запахом, это крепкий кумыс; для приготовления же среднего напитка прибегают к подмолаживанию крепкого кумыса, разбавляя его свежим молоком; иногда, смотря по температуре, такое подмолаживание делается раза 2-3 в день и кумыс можно считать готовым к употреблению.
До 1917 года сведения о том "Куда ехать на кумыс" или "Подробное описание условий жизни", "Сведения гигиенического и санитарного характера, ценные для малокровных и многих больных" можно было найти в любом иллюстрированном журнале. Брошюры "Кумыс как лечебный напиток" "Очерки кумысолечебных заведений Уфимской губернии", "Очерки кумысолечебных заведений Самарской и Оренбургской губерний с иллюстрациями" с указателем кумысолечебниц Уфимской, Самарской, Оренбургской губерний продавались во всех книжных магазинах и аптеках. В аптеках продавали и целебный напиток– кумыс. В Воронежской области в Бутурлиновском районе на окраине Кумысного Яра, где были пастбища знаменитого Хреновского конного завода графа А.Орлова, находят интересные бутылки. Формой и объемом они похожи на бутылки из-под шампанского. Стенки толстые, дно вогнутое. На разноцветных бутылках прямо на стекле выдавлены слова: "Хреновская кумысолечебная санатория". Кумысолечебница (противотуберкулезный санаторий "Хреновое") была основана в 1897 году доктором Габриловичем.
Наталья Петрова, специально для Kulina.ru
- Рулеты из лаваша на Новый год: идеальная закуска для праздничного стола
- Готовим вкусную буженину на Новый год и не только
- Напитки, которые помогут согреться зимой
- День зимних сладостей: ароматный праздник 4 декабря
- Фаршированные яйца, праздничная закуска на любой праздник
- День оладий - 2 декабря
- Кростини: модное угощение для любого случая
- Пшенная каша: польза и секреты приготовления самой вкусной каши
- Бутерброды с селедкой на Новый год: рецепты, секреты приготовления и сервировки
- Мясная тарелка на Новый год
Я пила только юматовсий кумыс.Его готовят в санатории.Продают кумыс еще и в уфимском санатории Зеленая роща. Иногда в Уфе продают кумыс, произведенный на конезаводе. Я думаю,что он неплохой.
Мы покупаем Кумыс "Марий Эл"
А если поконкретнее какой производитель лучше!!!Сейчас попробовал ,Уфимский р-н д.Камышлы ----не очень!!!
Настоящий кумыс производят в санатории "юматово" в Башкирии.Я 3 раза съездила в Юматово и забыла о болезнях желудка и печени.
Не ребята,тот кумыс,который делает женшина итот ,что продаётся в магазине_это два разных напитка.Это не коровье молоко_делай как хочу.Это целая "религия".Тот,кто пробовал настоящий кумыс,никогда нескажет-"Это хорошо"на кумыс из магазина.