Свадебный каравай
24.01.11
Главным атрибутом свадебного обряда наших прабабушек и прадедушек был свадебный каравай. Свадебный каравай не имел отношения ни к одному из церковных таинств при венчании. Более того, некоторые исследователи высказывали мнение, что более ранней формой заключения брака было родительское благословение хлебом-солью молодых. Даже в XIX в., когда церковное венчание было единственной законной формой заключения брака, встречались случаи замены церковного венчания обведением молодых вокруг дежи, на крышке которой лежал хлеб. Во многих районах после церковного венчания мать молодого, встретив свадебный поезд, обводила жениха и невесту вокруг хлебной дежи, застеленной рушником, на который клали хлеб со щепоткой соли. Это свидетельствует о неординарной роли свадебного хлеба.
На рубеже XIX—XX в. у славян выпекание свадебного каравая было обязательным у жениха и невесты. Приготовление его было обусловлено определенным ритуалом, отступать от которого не разрешалось. Свадьба, собственно, и начиналась с выпекания каравая (как правило, это были - четверг, пятница, реже суббота). Утром мать (как жениха, так и невесты) ходила по соседям, приглашая каравайниц. Обязательным условием для выбора каравайниц была счастливая семейная жизнь. Каравайницей могла стать только "парная" (вдовы и разведенные не приглашались). И этот символ "пары" сохранялся на протяжении всего цикла выпечки каравая, который месили всегда две молодицы. Для более крепкой связи молодой пары каравайниц еще перевязывали красным поясом, полотенцем, или просто ниткою. Помогали в приготовлении каравая еще несколько женщин. Каждая приносила с собой миску муки, яйца, масло, что было своеобразной формой общественной взаимопомощи. Вымешивание теста для каравая превращалось уже в небольшой праздник в празднике, сопровождалось оно каравайными песнями. Объединение продуктов от разных хозяек преследовало цель сильнее скрепить молодую семью. Каравайницы должны были хорошо знать дело — вымесить тесто так, чтобы оно было не слишком крутое (так как жизнь молодых будто бы сложится "круто"), чтобы не было и слишком жидким (чтобы каравай в печи не лопнул, а то жизнь молодых разобьется). Поэтому каравайниц почитали, одаривали платками, скатертями, угощали. Разделывали каравай на крышке дежи, посыпанной мукою. В большинстве случаев каравай пекли из пшеничной муки, только в некоторых районах корж был из ржаного теста.
В центральных районах на нижний корж клали сырые яйца, которые должны были символизировать продолжение рода, ягоды, сыр и мед как символы безбедной жизни молодой семьи. Поверх "подошвы" каравая клали корж, потом еще один, далее — кругленькую паляничку, а сверху тесто украшали шишечками, голубками, уточками. Вокруг центрального коржа каравай подпоясывали поясом из теста, одна сторона которого была разрезана и создавала видимость кисточек. Голуби на верхней части каравая олицетворяли любовь молодых, шишечки символизировали плодородие. Стоит отметить, что только в некоторых районах, и то спорадически, на каравай клали четыре поперечные ленты в форме креста, который разделял каравай на четыре равные части. Такое игнорирование основного христианского символа можно объяснить древним, дохристианским происхождением каравайного обряда, сохранением его первичной символики, а также полным отсутствием влияния церкви на один из наиважнейших народных семейных обрядов.
Выметал печь и сажал каравай сват, старший дружка — лицо мужского пола. Это событие происходило очень торжественно. Каравайницы танцевали и пели:
Кучерявый печь выметает,
Кучерявый в печь поглядывает:
Ой, где же мне сести
На счастливом месте?
Расти, караваю, из божьего дара
На столе широкий,
А в печи высокий,
У Юры род великий,
Чтобы было чем дарити.
Особенно весело становилось в доме, когда каравай уже сидел в печи. "Кучерявый" брал в руки дежу, носил на руках, все в доме танцевали и припевали. Можно предположить, что прозвища человека, которого приглашали выметать печь ("кучерявый" и т. д.) определяли каравайника как чужого, имя его не называлось. Все окружающие знали, кто этот человек, но, называя его "чужим" прозвищем, пытались обмануть нечистую силу, не подпустить ее к свадебному караваю.
Существует гипотеза, что значение каравая связано с языческим культом солнца и небесных светил. На некоторых караваях встречаются их изображения.
Вместе с караваем выпекали шишки, которые были также обязательным свадебным атрибутом. Шишки обычно делали следующим способом. Каравайное тесто раскатывали и резали на полоски шириной 7—8 см. Эти полоски нарезали ножом и сворачивали таким образом, чтобы одна сторона оставалась гладкой (это был низ), другая, нарезанная, распускалась цветком на 7—12 лепестков — это был верх шишки. Их подпоясывали пояском с кисточками или без них. Шишечки служили для приглашения гостей на свадьбу. Невеста и ее подруга ходили по селу, кланяясь и приглашая гостей. При этом приглашенному вручали шишку и он не имел права отказать молодым.
В некоторых местностях пекли вместо шишечек голубков и уточек. Их вместе с шишечками раздавала свашка, собирая молодежь на свадьбу. Встретив невесту со свашкою и узелком шишек и уточек, девушки шутили:
Свашка-нелипашка
Шишек не лепила,
Дружек не дарила.
На это свашка в тон должна была ответить:
Шутите, дружечки,
Меня мати рано разбудила,
Чтобы я уточек налепила
И вас всех надарила.
Шишки и голубки играли роль подарка от молодых. Здесь, очевидно, вступает в силу закон "подарок-отварок". Эта символическая выпечка, которая могла олицетворять стремление к богатству, щедрости, не должна была остаться непринятой и неотблагодаренной. Идя на свадьбу, каждый брал с собой хлеб и подарок или деньги.
В некоторых районах Украины для родственников и близких выпекали обрядовый хлеб специального назначения. Например, для матери молодой выпекали из теста "гребень", "чоботы". Дарили их "на хозяйство", "чтоб пряжа не переводилась". На украинской традиционной свадьбе существовал обычай одаривания зятем тещи парой сапог из теста "за дочку". Выпекались они в доме жениха, а для тестя зять привозил "борону" из теста, иногда "распашник", иногда борону выпекали вместе с волами и даже с погонщиком.
Для родного или посаженного отца, а иногда и для деда выпекали так называемый "курень", или "корен". Пекли его по-разному: кусочек теста накрывали тонким коржом, который подпирали деревянной щепочкой, иногда корж пекли на половинке сахарной свеклы, которую после выпечки вынимали, съедали, а круглый курень отдавался по назначению; в курень закладывали бутылку со спиртным и запекали на небольшом жару.
В свадебном действе приготовление каравая и других свадебных выпечек требовало значительно больше времени и усилий, чем процесс раздела или употребления их. Каравай делили под конец свадебного обеда (у невесты чаще перед ее отъездом к жениху). Исполнял эту почетную обязанность старший дружка или староста. "Старшую" (центральную) шишку отдавали молодым. Следующие куски получали родители, родственники; подошву каравая, в которую часто запекали монеты, вручали музыкантам, а остатки раздавали "запорожцам" — детям и подросткам, которые оставались во время свадьбы "за порогом". Чаще всего дележ каравая объединялся с одариванием молодых. Получив кусок каравая, гость клал на тарелку деньги, полотно или обещал телку, овцу, поросенка, птицу.