27 сентября — Воздвиженье
16.08.09
В православном церковном календаре этот праздник именуется торжественно и пространно — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Установлен он в честь исторического события. После распятия Иисуса Христа гора Голгофа была предана забвению. Оно длилось целые столетия, и только в IV веке византийская царица Елена, принявшая христианство вместе со своим сыном Константином, решила положить конец этой несправедливости. Она отправилась в Иерусалим и заложила храм на месте казни. Дело оказалось непростым, строительство длилось десять лет. Во время работ строители обнаружили крест. Может быть, именно на нем был распят Иисус?
Крест подняли, то есть воздвигли, на возвышенном месте, чтобы все могли видеть святыню, а 27 сентября 335 года, когда храм был, наконец, окончен и освящен, внесли в церковь.
В народе реальная основа происхождения праздника, если и была когда-нибудь известна, прочно забылась. Вот одна народная легенда, приуроченная ко дню Воздвиженья. В деревнях рассказывали ее 27 числа.
"Когда это было — уж и не упомнит никто, а было так. Три темные мглы опустились на Цареград и стояли ровно три года: ни солнце в ту пору не грело, ни ветер не веял, ни роса на землю не падала, женщины не рожали детей, овцы не ягнились, великий случился голод; старики золою питались, молодые траву глодали, дети малые поедали песок.
А правил тогда в Цареграде Константин-царь. Стало ему жаль людей. Позвал он мудреца из мудрецов и спросил его, в чем причина беды и как спастись от горького горя. Долго думал мудрец из мудрецов, в тайных книгах искал ответ, колдовал над волшебным зельем, а потом поклонился Константину-царю и говорит:
— Дознался я, царь-государь, в чем причина несчастья нашего. Не настоящие у нас кресты, поддельные. Оттого-то и пришли к нам напасти.
— А где же кресты истинные? — вопрошает Константин-царь.
— И это стало мне ведомо. Спрятаны они в басурманской земле у царя Баеурмана, да так хитро утаены, что секрет тот узнать мне не удалось.
— Что ж, на нет и суда нет, — сказал Константин-царь, щедро наградил мудреца и отпустил его с миром. А на следующий день на все четыре стороны письма пишет, чтобы собрать все, какое ни на есть, войско христианское — истинные кресты из плена выручать.
Собралось христианского воинства видимо-невидимо, отправилась несметная сила в басурманскую землю. Три года бились богатыри, не зная отдыха, наконец, победили и самого царя Баеурмана в плен взяли. Но ни за что не хочет тот рассказать, где настоящие кресты спрятаны, как ни спрашивают его, как ни пытают. И никто из людей его не говорит. Что делать? Снова зовет Константин-царь мудреца:
— Так, значит, и так, опять помощь твоя нужна. Еще дольше думал на этот раз мудрец из мудрецов, но нашел все-таки средство:
— Возьми-ка ты, Константин-царь, у басурманской царицы ребенка, вели разложить два костра, а между ними дитя положи. Станет оно плакать, материнское сердце не выдержит, откроет царица секрет. Так Константин-царь и сделал. Не выдержало матери ское сердце:
— Отдай, царь, ребенка, укажу тебе место. Отдали ей младенца.
— Ну так слушай, Константин-царь. Видишь гору? Двинь туда свое войско, пусть оно склон раскопает. Там найдете вы твердый камень. Бросьте на этот камень свои кресты — сами увидите, что будет.
Послушался царь. Раскопали гору. Каменьнашли. Бросил Константин на него свой крест — раскололся крест надвое. Стали воины свои кресты на камень бросать — у кого натрое, у кого на мелкие кусочки раскололись кресты. А когда раскололся крест последнего богатыря, рассыпался камень в пыль, и нашлись под ним кресты настоящие".
По другому сказанию, на Воздвиженье происходит битва — бой между честью и нечистью. Поднимаются в этот день одна на другую две силы — правда и кривда, "свято" и "несвято". Идут они друг на друга, и начинает нечисть одолевать, колеблется все, стоящее за веру правую и правду верную. Дрожит-колышется, сотрясается мать сыра земля.
Но вот воздвигается из недр ее Господен Крест; весь мир начинает сиять, подобно солнцу, от его нетленных-негаснущих лучей. И тает, как воск от огня, все злое-нечистое, сильное кривдою, а чистое, праведное побеждает.
Такие вот легенды. Еще дальше от истинного происхождения праздника уводят нас поговорки и приметы на тему Воздвиженья. Большая их часть так или иначе связана с глаголом "двигаться", от которого, вероятно, крестьяне производили и само название праздника.
• Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.
• На Воздвиженье птица в отлет двинулась.
• Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.
• Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
А сама зима в свой черед 27 сентября "со бела гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается: дайка, говорит, я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную, капустных пирогов поем!"
Последняя надежда зимы-зимской уж точно сбудется: Воздвиженье называют еще и "капустницами"; недаром говорится: "На Воздвиженье первая барыня — капуста"!
К веселому "капустинскому вечеру", празднику, по большей части девичьему, готовились с раннего утра. Девушки ходили из дома в дом капусту рубить — до 27 сентября делать этого не полагалось. А вечером повсюду шло веселье — пиво, мед, пироги с капустой. Сходились на капустную беседу-пирушку и холостые деревенские парни, себе невест приглядывать, а девушки наряжались в лучшие свои платья, чтобы не ударить в грязь лицом. Существовало поверье, что если, собираясь на Воздвиженский капустник, прочитать семь раз особого рода заклятие, то приглянувшийся молодой человек скоро сделает предложение: "Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (называется имя) любовь ко мне, девице красной (называется имя), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!"
Царило на капустинских вечерках, длившихся целые две недели, веселье, звучали песни особых склада и лада, при-роченные к этому времени:
Вейся ли, вейся, капуста,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли, в огороде
Гуляй, душечка родная!
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет.
Себе пару выбирает:
Лизавету — по совету,
А Настасью — по согласью.
Я Аленушку люблю,
Шелковой платок куплю,
Сто рублей заплачу.
Сто рублей нам нипочем —
Гуляй девка с молодцом!
В народе реальная основа происхождения праздника, если и была когда-нибудь известна, прочно забылась. Вот одна народная легенда, приуроченная ко дню Воздвиженья. В деревнях рассказывали ее 27 числа.
"Когда это было — уж и не упомнит никто, а было так. Три темные мглы опустились на Цареград и стояли ровно три года: ни солнце в ту пору не грело, ни ветер не веял, ни роса на землю не падала, женщины не рожали детей, овцы не ягнились, великий случился голод; старики золою питались, молодые траву глодали, дети малые поедали песок.
А правил тогда в Цареграде Константин-царь. Стало ему жаль людей. Позвал он мудреца из мудрецов и спросил его, в чем причина беды и как спастись от горького горя. Долго думал мудрец из мудрецов, в тайных книгах искал ответ, колдовал над волшебным зельем, а потом поклонился Константину-царю и говорит:
— Дознался я, царь-государь, в чем причина несчастья нашего. Не настоящие у нас кресты, поддельные. Оттого-то и пришли к нам напасти.
— А где же кресты истинные? — вопрошает Константин-царь.
— И это стало мне ведомо. Спрятаны они в басурманской земле у царя Баеурмана, да так хитро утаены, что секрет тот узнать мне не удалось.
— Что ж, на нет и суда нет, — сказал Константин-царь, щедро наградил мудреца и отпустил его с миром. А на следующий день на все четыре стороны письма пишет, чтобы собрать все, какое ни на есть, войско христианское — истинные кресты из плена выручать.
Собралось христианского воинства видимо-невидимо, отправилась несметная сила в басурманскую землю. Три года бились богатыри, не зная отдыха, наконец, победили и самого царя Баеурмана в плен взяли. Но ни за что не хочет тот рассказать, где настоящие кресты спрятаны, как ни спрашивают его, как ни пытают. И никто из людей его не говорит. Что делать? Снова зовет Константин-царь мудреца:
— Так, значит, и так, опять помощь твоя нужна. Еще дольше думал на этот раз мудрец из мудрецов, но нашел все-таки средство:
— Возьми-ка ты, Константин-царь, у басурманской царицы ребенка, вели разложить два костра, а между ними дитя положи. Станет оно плакать, материнское сердце не выдержит, откроет царица секрет. Так Константин-царь и сделал. Не выдержало матери ское сердце:
— Отдай, царь, ребенка, укажу тебе место. Отдали ей младенца.
— Ну так слушай, Константин-царь. Видишь гору? Двинь туда свое войско, пусть оно склон раскопает. Там найдете вы твердый камень. Бросьте на этот камень свои кресты — сами увидите, что будет.
Послушался царь. Раскопали гору. Каменьнашли. Бросил Константин на него свой крест — раскололся крест надвое. Стали воины свои кресты на камень бросать — у кого натрое, у кого на мелкие кусочки раскололись кресты. А когда раскололся крест последнего богатыря, рассыпался камень в пыль, и нашлись под ним кресты настоящие".
По другому сказанию, на Воздвиженье происходит битва — бой между честью и нечистью. Поднимаются в этот день одна на другую две силы — правда и кривда, "свято" и "несвято". Идут они друг на друга, и начинает нечисть одолевать, колеблется все, стоящее за веру правую и правду верную. Дрожит-колышется, сотрясается мать сыра земля.
Но вот воздвигается из недр ее Господен Крест; весь мир начинает сиять, подобно солнцу, от его нетленных-негаснущих лучей. И тает, как воск от огня, все злое-нечистое, сильное кривдою, а чистое, праведное побеждает.
Такие вот легенды. Еще дальше от истинного происхождения праздника уводят нас поговорки и приметы на тему Воздвиженья. Большая их часть так или иначе связана с глаголом "двигаться", от которого, вероятно, крестьяне производили и само название праздника.
• Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.
• На Воздвиженье птица в отлет двинулась.
• Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.
• Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
А сама зима в свой черед 27 сентября "со бела гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается: дайка, говорит, я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную, капустных пирогов поем!"
Последняя надежда зимы-зимской уж точно сбудется: Воздвиженье называют еще и "капустницами"; недаром говорится: "На Воздвиженье первая барыня — капуста"!
К веселому "капустинскому вечеру", празднику, по большей части девичьему, готовились с раннего утра. Девушки ходили из дома в дом капусту рубить — до 27 сентября делать этого не полагалось. А вечером повсюду шло веселье — пиво, мед, пироги с капустой. Сходились на капустную беседу-пирушку и холостые деревенские парни, себе невест приглядывать, а девушки наряжались в лучшие свои платья, чтобы не ударить в грязь лицом. Существовало поверье, что если, собираясь на Воздвиженский капустник, прочитать семь раз особого рода заклятие, то приглянувшийся молодой человек скоро сделает предложение: "Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (называется имя) любовь ко мне, девице красной (называется имя), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!"
Царило на капустинских вечерках, длившихся целые две недели, веселье, звучали песни особых склада и лада, при-роченные к этому времени:
Вейся ли, вейся, капуста,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли, в огороде
Гуляй, душечка родная!
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет.
Себе пару выбирает:
Лизавету — по совету,
А Настасью — по согласью.
Я Аленушку люблю,
Шелковой платок куплю,
Сто рублей заплачу.
Сто рублей нам нипочем —
Гуляй девка с молодцом!
Именины: Иван
Подписывайтесь на «Кулину» в Яндекс.Дзене и
Telegram
Читайте также
- 30 сентября — день великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- 29 сентября — день памяти святою Киприана
- 28 сентября — день памяти великомученика Никиты
- 26 сентября — день святого Корнилия
- 25 сентября — православная церковь отмечает день Перенесения мощей правоверного Симеона Верхотурского
- 24 сентября — день памяти преподобной Феодоры
- 23 сентября — день памяти Петра-Павла-рябинников
- 22 сентября — православная церковь поминает правеных родителей Пресвятой Богородицы
- 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
- 20 сентября — день памяти Святого Иоанна Новгородского