14 сентября — день памяти Симеона
16.08.09
Святой Симеон жил в Сирии в 390-459 годах. Жил он в каменной башне, которую сам построил, и долгие годы с нее не спускался. Башня на древнерусском языке — "столп"; отсюда и прозвище подвижника — столпник. На Руси день 14 сентября именовался Семеновым днем. Сконца ХV века до 1700 года этот день был у нас большим календарным праздником — с него от считывало до начало нового года.
Новый год — в сентябре?! Что еще за новости? А это, наоборот, не новости, а наша история. В былые времена новый год в разных странах и у разных народов вообще начинался в разное время, но его приход всегда совпадал с поворотными моментами в природе. Например, установление считать новолетие с месяца авив, то есть с марта, прихода весны, было положено еще ветхозаветными законами пророка Моисея. Так когда-то было и у древних римлян, и у славян. А в 1492 году великий князь Иоанн III Васильевич приказал по примеру Византии праздновать приход как церковного, так и гражданского нового года в день памяти святого Симеона-столпника; этим днем заканчивались лето (сезон), а также отныне и старое лето (год), день получил в народе еще одно название — Семена-летопроводца.
Сентябрьское новогодье было событием торжественным и радостным, датой общения царя с народом, стекавшимся со всех уголков Москвы и из ближайших деревень в Кремль "лицезреть пресветлые царские очи". Праздник именовался "действом многолетнего здравия".
Описание торжеств, проходивших в честь прихода одного из таких сентябрьских новых годов, оставил нам иностранный путешественник. Начался праздник ровно в полночь раскатом выстрела из вестовой кремлевской пушки. Она возвестила жителям столицы и всей Руси миг наступления нового года. Вслед за выстрелом начал гудеть большой колокол колокольни Ивана Великого. Распахнулись ворота Кремля. Стал собираться народ.
В десятом часу утра из своих палат вышел царь. К этому времени на дворцовом дворе собрались более двадцати тысяч человек. После торжественного богослужения государь под колокольный звон поднялся через створчатые слюдяные двери на обширный помост, выстланный богатыми коврами и огороженный расписною решеткою. За нею, на специальном налое, — икона святого Симеона. Зажглись свечи в серебряных подналойниках-подсвечниках. С западной стороны были устроены два "места" — государево, обитое золотистым бархатом и серебряной парчой, и патриаршее, крытое персидским ковром. Царское место было подобно трону: вызолочено, расписано и имело вид пятиглавого храма с большою маковкой посередине и четырьмя малыми по углам; на маковках, сделанных из прозрачной слюды, реяли золоченые двуглавые орлы. Патриарх осенил царя крестом, вопрошая "о его царском здравии".
Он говорил так: "Дай Господи, чтобы ты, царь-государь и великий князь, всея России самодержед, здоров был со своею государынею-царицей и великою княгинею, и нашею великого государынею, и со всеми государевыми благородными чадами, с царевичами и царевнами, и со своими государевыми богомольцами, с преосвященными митрополитами, и с архиепископами, и с епископами, и с архимандритами, и с боярами, и с христолюбивым воинством, и со всеми православными христианами. Здравствуй, царь-государь, нынешний год и впредь идущие многие лета и во веки".
Собравшийся на площади народ заключал новогодние пожелания патриарха громогласным "Аминь!" и бил челом в землю, как один человек. Ответив поклоном, приложившись к кресту и приняв патриаршее благословение, царь шел к обедне. Праздник Новолетия закончился. Из казны раздавалась обильная милостыня нищим и убогим, чтобы все они "молили о многолетнем здравии государя царя"; тут же принимались прошения у обиженных и недовольных и относились в царские покои.
Эти и поданные раньше прошения разбирались в Семенов день — он был днем судным. Те дела, которые не могли разрешить наместники, представлялись на личное рассмотрение государю. "На Симеона - летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы". На суд надо было являться к сроку; не пришедший считался виноватым, и его противнику выдавалась "правая грамота".
Так выглядела столичная, официальная встреча сентябрьского Нового года. В деревнях тоже были свои особые традиции и обычаи, свои приметы.
• Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла.
• Если на Семен-день сухо, то вся осень сухая.
• На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
• Коли на Семен-день не убрали хлеб, считай, пропал урожай: Семен-день — семена долой (то есть семена сами выпадают из колосьев).
Так что время сельскохозяйственных работ подходит к концу. Потому и говорилось: "В Семен-день до обеда паши, а после обеда руками маши". Потому и ходили с песнями до околицы, неся в руках сноп, разукрашенный цветным лентами.
А еще 14 сентября соблюдали обряд "пострига" или "сажания на коня"; о нем сохранились летописные свидетельства еще с начала XII века. Мальчикам при переходе к четвертому году выстригали волосы на темени; мать зашивала прядь в ладанку. Затем ребенка выводили во двор, где его уже дожидался отец с объезженным конем, сажали в седло и давали немного покататься. Потом за торжественным обедом кум с кумой разламывали над головой крестника пирог и желали "новопостриженному" всяких удач в жизни, да еще и одаривали его.
С еще более Давних времен существует обычай в Семенов день, совпадающий с древним праздником славянского Белбога, хоронить мух и тараканов, чтоб на весь год они пропали. Вот как описывает этот, ставший с годами шуточным обряд этнограф XIX века:
"Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда даже с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы "рукотерником" (полотенцем) и приговаривать: "Муха по мухе, летите мух хоронить", или: "Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать; муха муху ешь, а последняя сама себя съешь!" На выносе обязательно поется хоровая песня".
Песни в разных местностях отличались друг от друга. В Калужской губернии, например, особенно популярной была такая:
Два братца, два Кондратца
Баньку строили;
Две сестрички, две лисички
Баньку ладили.
Пригласила вошка блошку
В нову банечку.
Муха пару поддавала,
Вошка парилась;
С перепару вошь упала —
Ножку выломала.
Два дня лечила —
На третий в могилу.
А попы были клопы,
А дьячки были сверчки,
Тараканы погребали,
Мыши голос подавали:
"Помяни нашу рабу,
Серу вошь во гробу".
Тем временем парни, тайком собравшиеся поглядеть на девичью забаву, высматривали себе подходящих невест.
Именины: Марфа, Наталья
Новый год — в сентябре?! Что еще за новости? А это, наоборот, не новости, а наша история. В былые времена новый год в разных странах и у разных народов вообще начинался в разное время, но его приход всегда совпадал с поворотными моментами в природе. Например, установление считать новолетие с месяца авив, то есть с марта, прихода весны, было положено еще ветхозаветными законами пророка Моисея. Так когда-то было и у древних римлян, и у славян. А в 1492 году великий князь Иоанн III Васильевич приказал по примеру Византии праздновать приход как церковного, так и гражданского нового года в день памяти святого Симеона-столпника; этим днем заканчивались лето (сезон), а также отныне и старое лето (год), день получил в народе еще одно название — Семена-летопроводца.
Сентябрьское новогодье было событием торжественным и радостным, датой общения царя с народом, стекавшимся со всех уголков Москвы и из ближайших деревень в Кремль "лицезреть пресветлые царские очи". Праздник именовался "действом многолетнего здравия".
Описание торжеств, проходивших в честь прихода одного из таких сентябрьских новых годов, оставил нам иностранный путешественник. Начался праздник ровно в полночь раскатом выстрела из вестовой кремлевской пушки. Она возвестила жителям столицы и всей Руси миг наступления нового года. Вслед за выстрелом начал гудеть большой колокол колокольни Ивана Великого. Распахнулись ворота Кремля. Стал собираться народ.
В десятом часу утра из своих палат вышел царь. К этому времени на дворцовом дворе собрались более двадцати тысяч человек. После торжественного богослужения государь под колокольный звон поднялся через створчатые слюдяные двери на обширный помост, выстланный богатыми коврами и огороженный расписною решеткою. За нею, на специальном налое, — икона святого Симеона. Зажглись свечи в серебряных подналойниках-подсвечниках. С западной стороны были устроены два "места" — государево, обитое золотистым бархатом и серебряной парчой, и патриаршее, крытое персидским ковром. Царское место было подобно трону: вызолочено, расписано и имело вид пятиглавого храма с большою маковкой посередине и четырьмя малыми по углам; на маковках, сделанных из прозрачной слюды, реяли золоченые двуглавые орлы. Патриарх осенил царя крестом, вопрошая "о его царском здравии".
Он говорил так: "Дай Господи, чтобы ты, царь-государь и великий князь, всея России самодержед, здоров был со своею государынею-царицей и великою княгинею, и нашею великого государынею, и со всеми государевыми благородными чадами, с царевичами и царевнами, и со своими государевыми богомольцами, с преосвященными митрополитами, и с архиепископами, и с епископами, и с архимандритами, и с боярами, и с христолюбивым воинством, и со всеми православными христианами. Здравствуй, царь-государь, нынешний год и впредь идущие многие лета и во веки".
Собравшийся на площади народ заключал новогодние пожелания патриарха громогласным "Аминь!" и бил челом в землю, как один человек. Ответив поклоном, приложившись к кресту и приняв патриаршее благословение, царь шел к обедне. Праздник Новолетия закончился. Из казны раздавалась обильная милостыня нищим и убогим, чтобы все они "молили о многолетнем здравии государя царя"; тут же принимались прошения у обиженных и недовольных и относились в царские покои.
Эти и поданные раньше прошения разбирались в Семенов день — он был днем судным. Те дела, которые не могли разрешить наместники, представлялись на личное рассмотрение государю. "На Симеона - летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы". На суд надо было являться к сроку; не пришедший считался виноватым, и его противнику выдавалась "правая грамота".
Так выглядела столичная, официальная встреча сентябрьского Нового года. В деревнях тоже были свои особые традиции и обычаи, свои приметы.
• Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла.
• Если на Семен-день сухо, то вся осень сухая.
• На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
• Коли на Семен-день не убрали хлеб, считай, пропал урожай: Семен-день — семена долой (то есть семена сами выпадают из колосьев).
Так что время сельскохозяйственных работ подходит к концу. Потому и говорилось: "В Семен-день до обеда паши, а после обеда руками маши". Потому и ходили с песнями до околицы, неся в руках сноп, разукрашенный цветным лентами.
А еще 14 сентября соблюдали обряд "пострига" или "сажания на коня"; о нем сохранились летописные свидетельства еще с начала XII века. Мальчикам при переходе к четвертому году выстригали волосы на темени; мать зашивала прядь в ладанку. Затем ребенка выводили во двор, где его уже дожидался отец с объезженным конем, сажали в седло и давали немного покататься. Потом за торжественным обедом кум с кумой разламывали над головой крестника пирог и желали "новопостриженному" всяких удач в жизни, да еще и одаривали его.
С еще более Давних времен существует обычай в Семенов день, совпадающий с древним праздником славянского Белбога, хоронить мух и тараканов, чтоб на весь год они пропали. Вот как описывает этот, ставший с годами шуточным обряд этнограф XIX века:
"Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда даже с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы "рукотерником" (полотенцем) и приговаривать: "Муха по мухе, летите мух хоронить", или: "Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать; муха муху ешь, а последняя сама себя съешь!" На выносе обязательно поется хоровая песня".
Песни в разных местностях отличались друг от друга. В Калужской губернии, например, особенно популярной была такая:
Два братца, два Кондратца
Баньку строили;
Две сестрички, две лисички
Баньку ладили.
Пригласила вошка блошку
В нову банечку.
Муха пару поддавала,
Вошка парилась;
С перепару вошь упала —
Ножку выломала.
Два дня лечила —
На третий в могилу.
А попы были клопы,
А дьячки были сверчки,
Тараканы погребали,
Мыши голос подавали:
"Помяни нашу рабу,
Серу вошь во гробу".
Тем временем парни, тайком собравшиеся поглядеть на девичью забаву, высматривали себе подходящих невест.
Именины: Марфа, Наталья
Подписывайтесь на «Кулину» в Яндекс.Дзене и
Telegram
Читайте также
- 30 сентября — день великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- 29 сентября — день памяти святою Киприана
- 28 сентября — день памяти великомученика Никиты
- 27 сентября — Воздвиженье
- 26 сентября — день святого Корнилия
- 25 сентября — православная церковь отмечает день Перенесения мощей правоверного Симеона Верхотурского
- 24 сентября — день памяти преподобной Феодоры
- 23 сентября — день памяти Петра-Павла-рябинников
- 22 сентября — православная церковь поминает правеных родителей Пресвятой Богородицы
- 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы