Личный кабинет:
   
 Забыли пароль? Регистрация

11 сентября — Иванов день


719
16.08.09

Полностью он именуется так: день Усекновения честной главы пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. История гибели Иоанна такова: в своих проповедях он обличал людские пороки и заблуждения, не щадя при этом и властителей земных. Царь Ирод и его ближайшее окружение часто становились героями обличений Крестителя; в конце концов, его заключили в тюрьму и вскоре обезглавили. Справедливости ради надо сказать, что сам Ирод не хотел казнить Иоанна, видя в нем праведника. Но царская дочь Соломия выпросила у отца голову Крестителя в награду за свои танцы и песни. Поэтому 11 сентября запрещается петь и плясать.

Этот день звался на Руси "Иван Постный". Почему же именно так? Иванов день — день поста, и поста строгого. Ничего скоромного русская деревня в этот день не ела: "Поститель Иван — пост внукам и нам"; "Не соблюдешь Иван-пост — прищемят в аду хвост". Однако это не мешало устраивать в праздник сытные застолья: осень — пора благодатная, в лесу — ягоды, в реке — рыба, в огороде созрели овощи, амбары полны, запасов хватает. Поэтому "на Ивана Постного хоть и пост, а разносол". Грибная похлебка, овсяный кисель, кулага (пареное тесто с калиной) были обязательной пищей на праздничном столе. И, конечно, пироги: и такие, и сякие, но ни в коем случае не круглые. Памятуя об отрубленной голове Иоанна, нельзя было употреблять в пищу ничего круглого — ни картофель, ни капусту, ни арбузы, ни лук. Приготовить еду нужно было заранее: нож 11 сентября в руки брать категорически запрещалось. И топора брать нельзя, и заступа, и косы — они острые и напоминают о гибели Крестителя. Так что Иван Постный повсеместно был днем выходным.
В стародавние времена к этой дате проводились расчеты с работниками, собирался оброк, платились дани, открывались ивановские ярмарки. Не было на них обычного я-марочного разгула: "Пей, купец, на Иван-торг квас да воду, закусывай пирогами ни с чем", но шумели все-таки балаганы, веселили народ скоморохи-потешники, потому что "смех — не грех, а коли и грех, так меньшой из всех!"
Еще в двадцатые годы XIX столетия этнографы наблюдали в разных российских губерниях своеобразный обряд, справлявшийся 11 сентября. Молодежь со всего села сходилась к околице. Туда же приносили заранее сделанную кем-нибудь из стариков-умельцев глиняную куклу без малого в человеческий рост, одетую в просторную холщовую рубаху. Особенность куклы заключалась в том, что ее делали без головы. Безголовую куклу поднимали две девушки и бережно, в благоговейном молчании, несли на руках впереди толпы к реке, где на крутом берегу клали наземь. Раздавались общие причитания, и безголовую куклу бросали в воду. Прощай, Иоанн Креститель! Прощай, лето!

Именно с этого дня осень считалась в деревнях российских полностью вступившей в свои права. Неспроста же говорилось:

• Иван Постный пришел, лето красное увел.
• Иван Постный — осени отец крестный.
• С Постного Ивана не выходит народ без кафтана.

День 11 сентября считался хорошим днем для предсказаний будущего по поведению птиц: если журавли летят от Тулы на Киев, вскоре наступят холода; лебеди летят — к снегу; сколько раз филин будет бухать, столько пудов хлеба будет намолочено.
А еще Иоану Предтече молились в этот день об исцелении от головной боли.

Именины: Иван, Исаакий


Подписывайтесь на «Кулину» в Яндекс.Дзене и Telegram




Отзывы
 
Ваше имя:

Оставить отзыв:
E-mail:




 Версия для печати

 
Лучшие рецепты с фото с доставкой
Подписаться