12 июля — Петров день, Петровки
29.06.09
В деревенской жизни это день особый, важный. Во-первых, наступает время сенокоса: "С Петрова дня — красное лето, зеленый покос", "Доставай серпы и косы к Петрову дню".
Во-вторых, надо готовиться к озимому севу: "С Петрова дня заря на пашню зовет". В народных легендах апостол Петр часто предстает хлебопашцем, идущим за плугом, покровителем крестьянского труда. Вот одно из таких сказаний.
"Шел раз апостол Петр путем-дорогою. Притомился, проголодался святой путник. Увидел он человека, пашущего на волах; и обратился к нему апостол, прося хлеба. Жалко было пахарю бросать работу, но не мог он отказать просящему, остановил волов и поспешил за хлебом в деревню. Отблагодарил его за это Петр: пока ходил крестьянин туда и обратно, сам апостол вспахал ниву и засеял, и, возвратившись, увидел работник, что поле его — ну, не чудо ли ? — колосится зрелыми хлебами..."
В-третьих, Петров день — конец поста. По этому случаю во многих деревнях устраивали совместную трапезу: приводили к церкви быка, закалывали его и, сварив в больших котлах мясо, ели все сообща.
А когда-то, в стародавние времена, гласит легенда, и быка приводить было не надо. Сам выбегал из дремучей чащи олень, посланный Петром для всех, кто отмечал праздник. Но так, по словам предания, продолжалось только до той поры, пока жил народ праведно, по завету дедов-прадедов. А потом пошел по людям разврат-грех, ложь опутала народ, перестал Петр присылать златорогого оленя...
Но и без апостольского подарка продолжали в деревнях устраивать на Петровках застолье. Ходили в гости, принимали гостей у себя, приезжали родственники даже из дальних сел. После ужина остатки еды оставляли неубранными, считая, что все умершие предки невидимо собираются в доме, чтобы ночью полакомиться.
А молодежь поздним вечером уходила в поле и там проводила всю ночь за песнями и играми, "карауля солнце": оно, по поверью, сверкает на рассвете следующего дня особенными цветами, переливаясь и искрясь радугой. Ожидая восхода, девушки жгли костры и бросали в пламя цветы, приговаривая: "Двенадцать цветов с двенадцати полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и на меня погляди".
Умывались у родника "петровой водицею", предохраняющей от множества болезней. Устраивали качели и водили хороводы. Олеарий, голштинский посланник, посетивший Московию в XVI столетии, описывает петровское гуляние так: "Хотя москвитяне обычно строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их даже в церковь или в гости, в Петров день дозволяют они женам и дочерям своим ходить в приятные луга: там те качаются на качелях и, схватясь одна с другою руками, водят круги иди пляшут с рукоплесканием и притопыванием ног, распевая особенные песни".
Что ж это за особенные песни? Например, вот такая, посвященная Петру — хранителю райских ключей:
Ты вставай, апостол Петр, ты бери ключи златые, отпирай ворота райские, запускай живых и мертвых!
Лишь двух душ не запускай: первая тяжко согрешила — отца-мать она бранила.
И вторая согрешила — хлеб-соль наземь уронила.
Первой нет душе прощенья, во раю ей не бывати.
Нет второй душе прощения, во раю ей не бывати, и Христа ей не видати...
А еще Петров день считается также праздником рыбаков, так как апостол Петр сам был рыбаком и повсюду известен как покровитель рыбного промысла. Рыбаки ему молятся, служат молебны. Кое-где был обычай собирать на "мирскую свечу", которую ставили в храме к иконе святого Петра.
А еще двенадцатого числа слушали кукушку — сколько лет накукует? Ведь после Петровок она замолкает: "На Петров день кукушка подавилась ватрушкой".
Именины: Павел, Петр
Во-вторых, надо готовиться к озимому севу: "С Петрова дня заря на пашню зовет". В народных легендах апостол Петр часто предстает хлебопашцем, идущим за плугом, покровителем крестьянского труда. Вот одно из таких сказаний.
"Шел раз апостол Петр путем-дорогою. Притомился, проголодался святой путник. Увидел он человека, пашущего на волах; и обратился к нему апостол, прося хлеба. Жалко было пахарю бросать работу, но не мог он отказать просящему, остановил волов и поспешил за хлебом в деревню. Отблагодарил его за это Петр: пока ходил крестьянин туда и обратно, сам апостол вспахал ниву и засеял, и, возвратившись, увидел работник, что поле его — ну, не чудо ли ? — колосится зрелыми хлебами..."
В-третьих, Петров день — конец поста. По этому случаю во многих деревнях устраивали совместную трапезу: приводили к церкви быка, закалывали его и, сварив в больших котлах мясо, ели все сообща.
А когда-то, в стародавние времена, гласит легенда, и быка приводить было не надо. Сам выбегал из дремучей чащи олень, посланный Петром для всех, кто отмечал праздник. Но так, по словам предания, продолжалось только до той поры, пока жил народ праведно, по завету дедов-прадедов. А потом пошел по людям разврат-грех, ложь опутала народ, перестал Петр присылать златорогого оленя...
Но и без апостольского подарка продолжали в деревнях устраивать на Петровках застолье. Ходили в гости, принимали гостей у себя, приезжали родственники даже из дальних сел. После ужина остатки еды оставляли неубранными, считая, что все умершие предки невидимо собираются в доме, чтобы ночью полакомиться.
А молодежь поздним вечером уходила в поле и там проводила всю ночь за песнями и играми, "карауля солнце": оно, по поверью, сверкает на рассвете следующего дня особенными цветами, переливаясь и искрясь радугой. Ожидая восхода, девушки жгли костры и бросали в пламя цветы, приговаривая: "Двенадцать цветов с двенадцати полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и на меня погляди".
Умывались у родника "петровой водицею", предохраняющей от множества болезней. Устраивали качели и водили хороводы. Олеарий, голштинский посланник, посетивший Московию в XVI столетии, описывает петровское гуляние так: "Хотя москвитяне обычно строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их даже в церковь или в гости, в Петров день дозволяют они женам и дочерям своим ходить в приятные луга: там те качаются на качелях и, схватясь одна с другою руками, водят круги иди пляшут с рукоплесканием и притопыванием ног, распевая особенные песни".
Что ж это за особенные песни? Например, вот такая, посвященная Петру — хранителю райских ключей:
Ты вставай, апостол Петр, ты бери ключи златые, отпирай ворота райские, запускай живых и мертвых!
Лишь двух душ не запускай: первая тяжко согрешила — отца-мать она бранила.
И вторая согрешила — хлеб-соль наземь уронила.
Первой нет душе прощенья, во раю ей не бывати.
Нет второй душе прощения, во раю ей не бывати, и Христа ей не видати...
А еще Петров день считается также праздником рыбаков, так как апостол Петр сам был рыбаком и повсюду известен как покровитель рыбного промысла. Рыбаки ему молятся, служат молебны. Кое-где был обычай собирать на "мирскую свечу", которую ставили в храме к иконе святого Петра.
А еще двенадцатого числа слушали кукушку — сколько лет накукует? Ведь после Петровок она замолкает: "На Петров день кукушка подавилась ватрушкой".
Именины: Павел, Петр
Читайте также
- 31 июля — день памяти Иоанна Многострадального
- 30 июля — праздник Обретения Святогорской иконы Божьей Матери
- 29 июля — день святого Афиногена
- 28 июля — день памяти святого князя Владимира
- 27 июля — день святого Акилы
- 26 июля — день святого преподобного Стефана
- 25 июля — день памяти великомученика Прокла
- 24 июля — день памяти равноапостольной княгини Ольги
- 23 июля — день святого Даниила
- 22 июля — день памяти Панкратия и Кирилла
Отзывы

Маринованная капуста за два дня
Курица "Мадам ко-ко"
Говяжьи ребра на гриле
Рулет из окорока на гриле
Квашеная капуста как у бабушки
Капуста квашеная кисло-сладкая
Как приготовить вкусный закусочный рулет из лаваша
Яблоки на зиму
Как приготовить закваску для хлеба
Что приготовить из риса