Личный кабинет:
   
 Забыли пароль? Регистрация

Все, что вы хотели знать о Быке


Бык — в народной традиции особо почитаемое животное, воплощение силы; жертвенное животное.

В южнославянской космологии Бык (иногда буйвол или вол) - опора земли. В Сербии полагали, что земля держится на четырех БыкАХ — черном (на западе), сивом, соловом (на юге), белом (на севере) и красном (на востоке). Быки, стоя в густой желтой воде, пьют ее и ею насыщаются, но они стареют и слабеют и однажды у них подкосятся ноги, тогда земля даст трещины, желтая вода проникнет в них, и будет всемирный потоп. Подобные верования известны алтайским, мусульманским, древнеиндийской традициям.

Бык как жертвенное  животное известен на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской и Орловский губерниях. Собирая в праздник: (Ильин день или др.) мужскую скотоводческую братчину (пир), закалывали БыкА, который выкармливался всей общиной, съедали его или раздавали его мясо и сохраняли кости, которые якобы приносили удачу. Олонецкие охотники и рыболовы верили, что кость "ильинского" (т.е. зарезанного для сакральной трапезы в Ильи день) Быка утраивает добычу. Те же олонецкие мужики стремились на пиру захватить кусок бычьего мяса с костью, "чтобы захватить счастье", ибо с тем, кто имеет Ильинскую кость, всегда пророк Илья. Жертвенный Бык "красного цвета" обеспечивает (через пророка Илью) ясную погоду во время жатвы и сенокоса. На Орловщине кости "оброшного" ("обещанного") Быка после братчины закапывали в хлеву, "чтобы не переводился скот в доме".

В селах вокруг Кирилло-Белозерского монастыря тоже приносили в жертву "обещанного" БыкА: на храмовый праздник (Рождество Богородицы — 8. IX) у паперти закалывали БыкА, варили его мясо и давали это мясо нищим, а остальной "обещанный" скот продавали мясникам, вырученные деньги шли в пользу церкви. В тот же день, по преданию, приходили прежде к церкви олени и прилетали утки, а из Вещозера выходили особой породы Быки.

Костромском крае при болезнях и падеже скота устраивали "Микольщину" ("величали Великому Миколе"). Для этого "обещали" новорожденного бычка растить до трех лет, чтобы затем заколоть его до праздника зимнего Николы и справить обед на всю деревню. На Нижегородчине обеденный пир — "Никольщина" — с поеданием трехлетнего БыкА приходится на мясоед, глухую осень или раннюю весну. В восточной Сербии в Ильин день резали БыкА, варили его в большом котле и съедал всем селом сообща на месте "Петикладенци", где было пять священных ключей-колодцев. У них люди умывались по пятницам и воскресениям и оставляли там деньги, на которые и покупался Бык. В тот же день в Велесе (Македония) на "оброчном" месте собирались жители нескольких сел и после общей молитвы варили мясо Быка. Болгары в понедельник, предшествующий дню св. Параскевы Пятницы (14.X), посреди села закалывали БыкА, варили мясо и съедали за общей трапезой.

В Польше Бык выступает как центральный персонаж троицких обрядов. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога венок из ветвей березы и гнали впереди стада; либо на БыкА сажали чучело "рыцаря" из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд воловьей свадьбой. В Куявии Бык, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречала вся деревня.

В славянских местных преданиях известны духи - охранители ключей, источников, колодцев и озер, являющиеся в виде БыкА. Сербы в Метохии повествовали, что в с. Црна Врана на Подриме из глубокого источника выходил большой Бык и нападал на сельских волов. Тогда кто-то из крестьян выковал железные наконечники, укрепил их на рогах своего вола, и вол забодал Быка, после чего источник пересох на десять лет. Сербы верили, что Бык охраняет клады, притом, "чтобы выкопать клад, надо принести в жертву своего БыкА и зарезать его на месте закопанного клада". В Западной Украине записана быличка о полевике, охранявшем криницу, в виде летучего Быка, то бродившего около ключа, то исчезавшего.

Бык — излюбленный персонаж святочного и масленичного ряженья. В Костромском крае была известна святочная игра в Быка. Парень, держа горшок на ухвате (рога), приходил в избу, мычал около девок и махал головой, как Бык. Его "продавали" и, когда сговаривались о цене, кто-то из толпы "убивал Быка" — бил по горшку, разбивая его, и парень, изображавший Быка, убегал вон из избы, а другие парни били заранее приготовленными соломенными жгутами девок, спрашивая: "С кем Быка ела?"

По болгарским представлениям, Бык недосягаем для нечистой силы, наряду с волком и медведем. С другой стороны, "нечистый" сам мог появляться в облике БыкА, по поверьям сербов - лужичан (стада черных Быков, бычки - телята), украинцев (два дерущихся бычка, бычок — "скотинка лесового бога", Бык - полевик и т. п.). Первая туча перламутрового отлива, предвещавшая грозу и град, в Вологодском крае называется Бык. О связи рогатого скота с небесной водной стихией см. Тучи.

В толкованиях снов: черный Бык — неминуемая опасность, белый Бык — болезнь, изнеможение (рус.). Древнейшее известие о жертвенном Бык принадлежит Прокопию Кесарийскому (6 в.). Он сообщил, что славяне веровали в верховного бога громовержца, в жертву ему приносили Бык и иных священных животных.

Бык в славянских загадках — это месяц, солнце, день и ночь, небо и земля (рус. "Два Быка бодутся — вместе не сойдутся"), потолок и пол, огонь и горшок (белорус. "Рыжы Бык ды чорнага лiже") и др.

Древнейшее известие о жертвенном Быке принадлежит Прокопию Кесарийскому (VI в.). Он сообщил, что славяне веровали в верховного бога-громовержца, в жертву ему приносили Быков и иных священных животных.


Подписывайтесь на «Кулину» в Яндекс.Дзене и Telegram





 Версия для печати

 
Лучшие рецепты с фото с доставкой
Подписаться