Медовый Спас


Оценить:

14 августа — первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — 'Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня'. В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не 'происхождение', а 'предысхождение', то есть вынос.

В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять; 'август — каторга', говорится в пословице. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые 'сиротские и вдовьи помочи', когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились 'за угощение', а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов:


Ты — за себя, мы — за тебя,
а Христов Спас — за всех за нас!

Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. А вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою 'ребячью долю', зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: 'Первый Спас — лакомка'.

Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета — долгие годы!
Дай долго жить, Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на угощение!
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многие лета!

Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот 'на водах'! Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь. Царские выходы с древнейших времен были важной стороной государственной жизни. Каждый большой праздник ознаменовывался ими. Сохранилась точная роспись правил: в каком наряде на какой праздник выходить венценосцу, какую иметь при этом свиту. Не оказался исключением и день первого Спаса.

Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и устраивалась 'иордань' — возводился над водой навес на четырех изукрашенных столбах, увенчанный золоченым крестом. На помосте ставились два 'места' — государево (в виде пятиглавого храма) и патриаршее. Их огораживали раззолоченной решеткой, помост застилали алым сукном. Царское место было покрыто резьбой, утверждалась 'на пяти точеных столбцах, стоящих на пяти золотых яблоках, и задергивалось изнутри тафтяной, занавесью'.

Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес 'иордани' и оттуда — в воду. Был он в обычном ездовом платье, но перед погружением возлагал на себя драгоценные кресты. Их было по традиции три — унизанных жемчугом и украшенных драгоценными камнями. Вот, например, как выглядел один из крестов: '...Посредине образ Спаса резной стоящий, по бокам образы Пречистой Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. На кресте изумруд, по бокам двадцать восемь жемчужков, а в середине двенадцать жемчужков да восемь камушков в гнездах, да два яхонта и два рубина...'
Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго - настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев.
Духовенство кропило святой 'иорданскою' водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к 'иордани', где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши.
А у Симонова монастыря продолжались народные гуляния - чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг, позволяет угощаться только медом и квасом.

Читать еще

Маковый или медовый спас
Медовая кулинария
Это удивительное вещество — мед
Успенский Пост

К праздничному столу - рецепты от Kulina.ru

Сырно-медовые треугольники   

  • 1 стакан сливочного сыра
  • 6 ч. л. густого ароматного меда
  • 1 яичный желток
  • 50 г сливочного масла
  • 6 листов слоеного теста
  • глазировочный сахар для обсыпки

Разогреть духовку до 190 градусов. Промазать маслом противень. В широкой посуде взбить сливочный сыр с медом и яичным желтком. В небольшой кастрюле растопить сливочное масло. Промазать пласт теста растопленным маслом, покрыть еще одним пластом теста и снова промазать маслом. Покрыть третьим пластом теста. Разрезать слоеное тесто поперек на 2 половины, а каждую половину - на 4 полосы. Проделать ту же операцию с оставшимися 3 пластами теста. Положить по 1 ст. л. сырной смеси в центр каждой полоски. Заворачивать полоску с начинкой под прямым углом, так чтобы в конечном счете получился треугольник. Положить треугольники на противень и промазать растопленным маслом. Выпекать в духовке 10 минут, пока треугольники не станут хрустящими. Слегка присыпать глазировочным сахаром.

Коврижка медовая 'каляпуш'   

  • 550 г муки
  • 150 г сахара
  • 250 г меда
  • 100-150 г воды
  • 2 г корицы
  • 50 г маргарина

Сахар с медом и водой прокипятить и поставить остывать. Просеять муку, сделать воронку в середине и вылить остывший сироп, распущенное масло или маргарин, добавить корицу, соду, хорошо перемешать и замесить тесто. Затем раскатать круглые лепешки, проткнуть ножом и поставить в не очень горячую духовку на 30-40 минут. Украсить по желанию.

Пехлеве   

  • 350 г очищенных грецких орехов
  • 300 г топленого масла
  • 300 г сахарного песка
  • 400 г меда
  • соль по вкусу
  • яичный желток (для смазывания)
  • для пресного теста:
  • 2 яйца
  • 200-250 мл молока
  • 600-700 г муки
  • 30 г сахара
  • щепотка соли

Приготовить пресное тесто. Выпустить в посуду яйца. Тщательно перемешать. Добавить молоко, муку, соль и замесить крутое тесто. Раскатать тесто на 6-8 кусков весом по 150 г. Сбить в виде шаров и разложить их на разделочной доске. Ядра расколотых грецких орехов слегка подсушить на сковороде, пропустить через мясорубку, добавить сахарный песок и тщательно перемешать. Раскатать кусок теста, переложить на смазанную маслом сковороду, помазать сверху маслом, посыпать измельченными орехами с сахаром. Затем раскатать следующий кусок теста, положить его на первый, опять смазать маслом и пересыпать прокрученными орехами. Повторить эту операцию столько раз, на сколько кусков было разделено тесто. Приготовленное таким образом пехлеве смазать сверху яичным желтком, взбитым и разбавленным водой. Поставить в духовку на 10- 15 минут. Затем вынуть, разрезать на куски в виде кубиков или ромбов (последний слой не разрезать), залить срезы растопленным маслом и снова поставить в духовку на 10- 15 минут. Отдельно вскипятить мед, чтобы получился жидким. Перед концом выпечки вынуть пехлеве из печи, залить его теплым жидким медом и еще раз поставить в печь на 30- 40 минут. Готовые пехлеве отделить один от другого в заранее разрезанных местах, дать остыть и подать на стол.

Рыба в меду с изюмом   

  • 2 кг филе трески
  • 1 л молока
  • 50 г изюма
  • 25 г сливочного масла
  • 1 луковица
  • 1 ст. ложка меда
  • 500 мл белого сухого вина
  • 3 лимона
  • 400 г. сметаны
  • черный молотый перец, соль

Вскипятить молоко, снять его с огня. Положить в горячее молоки рыбное филе на 3 мин, после чего рыбу аккуратно отжать и разрезать на 6 порционных кусков. Залить изюм кипятком на 10 мин, затем слить воду. Выжать сок из двух лимонов, а третий нарезать тонкими ломтиками. Измельчить луковицу. В сотейнике на слабом огне обжарить па сливочном масле лук с медом и изюмом. Когда смесь лакарамелизуется, влить горячее вино с лимонным соком, положить ломтики лимона. Поварить несколько секунд, убавить огонь, положить куски рыбы, посолить и поперчить по вкусу. Тушить 10 мин. Готовую рыбу, лимон и изюм вынуть из соуса. Ввести в него сметану, перемешать и залить соусом рыбу.

Картофель в уксусно-медовой смеси   

  • Картофель 1 кг (мелкий)
  • Уксус 5 ст. л
  • Мед 1 ч. л
  • Базилик 2 пучка
  • Растительное масло 2 ст. л
  • Оливковое масло 4 ст. л
  • Сыр тертый 1 ст. л

Картофель вымыть и варить в мундире 20 мин. Слить воду, дать немного остыть и очистить. Охладить полностью. Прокипятить в маленькой кастрюле в течение 1 мин уксус с медом. У базилика отделить листочки. 1/3 отложить в сторону, оставшиеся - порубить. Обжарить в растительном масле картофель и посолить. Влить уксусно-медовую смесь и потушить в ней картофель. Перемешать с оливковым маслом и базиликом. Выложить на блюдо, посыпать сыром, украсить оставшимися листочками базилика и подавать горячим.

Окорочка с грейпфрутом и медом   

  • 4 окорочна (примерно по 200 г)
  • соль, перец
  • 3 розовых грейпфрута
  • 125 мл сухого белого вина
  • 1 луковица
  • 1 морковь
  • 2 стебля лука-порея
  • 1 стоя. ложка сливочного масла
  • 125 мл куриного бульона
  • 2 стол. ложки меда
  • 2 ч. ложки апельсинового сока

Окорочка приправить. Отжать из 2 грейпфрутов сок. Перемешать 2 стол. ложки сока с 2 стол. ложками вина. Мариновать в смеси окорочка 2 ч. Положить на противень, смазанный растительным маслом, мясо и жарить 30 мин при 200'. Лук и морковь нарезать кубиками, порей - кольцами. Потушить все в сливочном масле и приправить. Влить сок, вино, бульон и тушить 5 мин. Намазать окорочка медом и жарить 5 мин. Грейпфрут очистить и нарезать ломтиками. Добавить к овощам с конфитюром. Разложить все по тарелкам.

 

Фото: © Depositphotos.com/@ belchonock








Отзывы
 
Лиза  14.08.2011
Всех друзей с праздником !!!
Виталий  19.08.2010
Для тех кто в лесу родился обьясняю:язычество существовало еще задолго до христианства.
александр  16.08.2010
одна проблема: христианство уже было, посты уже были, а вашего язычества еще небыло.
Стас  30.07.2009
Да просто в медовый спас на Руси готовят совсем другие блюда. Что-то типа вашей Коврижки медовой 'каляпуш', только, естественно, не на маргарине. Статья-то про медовый спас, а не про блюда, с использованием меда. А поститься нужно для того, чтобы быть здоровым и к вере это никакого отношения не имеет. Пост - это оздоровительная диета, перекочевавшая в христианство из нашего язычества. (хотел помочь, а вы бычитесь! зачем?)
Натик  30.07.2009
Но не все же придерживаются Поста. По моему ссылка дана на Пост - посмотрите там.
 Все отзывы (6)


Оставить отзыв
Ваше имя:
Отзыв:

 Версия для печати







Темы форума






Салат "Морковка"
 
Лучшие рецепты с фото с доставкой
Подписаться