Мясоед


Оценить:
21.12.11

Мясоед (мясоястие) — период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время после какого-либо поста.

Традиционно различают четыре мясоеда:

  • весенний: между Великим и Петровым постами, то есть с Пасхи по воскресенье троицкой седмицы — недели после Дня Святой Троицы;
  • летний: между Петровым и Успенским постами;
  • осенний: между Успенским и Рождественским постами;
  • зимний: с Рождества Христова 25 декабря (7 января) до начала Масленицы (по мясопустную неделю — предпоследнее воскресенье перед Великим постом). Во время масляницы вплоть до самого Великого поста (по Прощёное воскресенье) можно есть скоромную пищу уже без мяса.


При этом в течение всего года православный устав предписывает однодневные посты по средам и пятницам. В летний и осенний мясоеды по этим дням скоромная пища запрещена. В весенний и зимний же мясоеды в эти дни разрешена рыба.

Мясоед, вместе с тем, пора свадеб. Временем для венчания избираются обыкновенно, особенно в крестьянском быту, осенний и зимний Мясоед. Первый обнимает период с 15 августа по 14 ноября (по старому стилю), но порой свадеб являются лишь октябрь и первая половина ноября, что объясняется частью экономическими причинами (к октябрю уже подведён итог урожая), частью религиозными воззрениями народа, считающего праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября) покровителем свадеб.

Зимний мясоед

С праздника Рождества начинается зимний мясоед, который продолжается до масленицы. Мясоед — это период, в течение которого Православная Церковь разрешает употреблять в пищу мясо. С 7 по 17 января продолжаются святки. Во время их мясо можно есть каждый день. 18 января — Крещенский сочельник — день постный. Начиная с праздника Крещения — 19 января, мясо дозволяется есть в любой день недели кроме среды и пятницы. Среда и пятница являются постными днями, поскольку в среду Спаситель был предан на мучения, а в пятницу — претерпел смерть на кресте.

Книга XVI века "Домострой", регламентирующая все стороны русского быта, дает такой перечень блюд зимнего мясоеда: "В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину, ... кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур..."
Способы приготовления еды вырабатывались столетиями и, раз установленные, почти не менялись. Приготовление мясных блюд было весьма просто: почти всегда мясо варили в одной воде с небольшим количеством соли, лука и перца, и нередко различные виды мяса варились в одном горшке. К мясным кушаньям на стол подавали соленые огурцы, соленые сливы и кислое молоко. Каждому виду мяса строго соответствовала плодово-овощная или остро-пряная приправа. От этого правила не отступали. К говядине полагался чеснок, к свинине — лук, к гусю — моченые яблоки. К щам из свежей капусты требовался пирог с гречневой кашей, к кислым щам — пирог с соленой рыбой, к лапше — пирог с мясом, к похлебке из круп — пирог с курицей, к ухе — пирог с морковью.

Конечно же, такое разнообразие мог позволить себе только зажиточный хозяин. Простой народ употреблял мясо, в основном, в виде солонины. "Домострой" повествует о том, что ели простые люди: "В скоромные дни хлеб решетный, щи каждый день да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крупная с салом, а на ужин щи да молоко или каша... По воскресеньям да праздникам к обеду какие-нибудь пироги или густые каши, или овощи, или селедочная каша, блины и кисель, и что Бог пошлет."

Главным блюдом русского повседневного стола являлись, конечно, щи. О щах народ сложил множество поговорок: "Щи да каша — пища наша", "Не отстать от людей, не обедать без щей", "Кипите щи, чтобы гости шли". Может быть, уважение народа ко щам выразилось и в том, что именовали их на "вы", а не на "ты" — щи. Их ели во всех домах вплоть до царского. История сообщает, что когда царь Иван Грозный разгневался во время обеда на князя Гвоздева, то приказал вылить на князя миску горячих щей.

Первоначально щами называли любую похлебку, впоследствии это название закрепилось по преимуществу за первым блюдом из капусты, щавеля, крапивы, свекольника. Вот рецепт щей XVI века: "Капусту или ботву или крошево мелко нарезать и вымыть хорошо, и разварить, и посильней распарить; в скоромные дни положить мяса, ветчины или сальца ветчинного, сметанки подать..."
Несколько позже щей в русский обиход вошли борЩи, рассольники, селянки.

Весенний мясоед

Весенний мясоед - это время, когда церковным уставом разрешается вкушать мясную пищу.

В это время в пищу можно употреблять:

Хлеб (желательно грубого помола), кроме сдобы, каши, сваренные на воде без сливочного масла, овощи, фрукты, в том числе сушеные, орехи, грибы.

Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Всего в году бывает четыре мясоеда: летний, осенний, зимний и весенний. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.

Весенний мясоед обычно это перед Пасхой и Троицкой седмицей и до Дня Святой Троицы: далее все как в зимнем.

Летний мясоед

12 июля празднуется день первоверховных апостолов Петра и Павла. Как сообщает Евангелие, однажды несколько бедных рыбаков мыли сети на берегу Генисаретского озера. К ним подошел Иисус Христос, повелел войти в лодку и, отплыв на глубину, забросить сети. Рыбаки изумились — они всю ночь трудились и не поймали ничего, однако послушались слов Иисуса. Когда же исполнили это, то поймали такое множество рыбы, что сети у них порвались, а лодка стала тонуть. Ужас объял рыбаков, а Иисус, обратившись к хозяину лодки Симону, сказал: "Не бойся, отныне ты будешь ловить не рыбу, а людей". Этот простой рыбак впоследствии и стал апостолом, известным всему миру. За твердость веры Христос назвал его Петром (по-гречески "камнем"), на котором будет основана Церковь. Оправдав свое имя, Петр действительно стал одним из "оснований Церкви", утверждая христианство от Иерусалима до Рима, где принял мученическую смерть через распятие. Признавая себя недостойным быть распятым таким же образом, как и Христос, Петр упросил мучителей распять его головой вниз.

Не менее чудесно и призвание к служению апостола Павла. Сын богатых родителей из города Тарса, Павел-Савл получил хорошее образование и был яростным гонителем христиан. Он участвовал в убиении святого архидиакона Стефана. Не довольствуясь репрессиями в Иерусалиме, Савл направился в Дамаск, чтобы схватить там всех последователей Христа. Но на пути внезапно он увидел яркий свет и услышал голос: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Испуганный пал он на землю и в страхе спросил: "Кто Ты, Господи?" — "Я Иисус, Которого ты гонишь, — следовал ответ. — Трудно тебе идти против рожна". И с этого момента из гонителя Павел превратился в ревностного служителя и апостола Христова. Претерпев множество страданий, он самоотверженно проповедывал Евангелие по всему миру — от Аравии до Испании. Иногда за просвещение язычников его еще называют "великим апостолом языков". По приказу императора Нерона, Павел был обезглавлен в Риме.
В праздничной службе оба апостола прославляются как "основания Церкви", "реки премудрости", "вселенной учители".

В день святых Петра и Павла начинается летний мясоед, продолжающийся до 13 августа. Если этот праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в противном случае — рыбой, а мясо начинают есть со следующего дня (13 июля), когда отмечается Собор двенадцати апостолов.

В старину на селе розговенье праздновали всем миром. На скошенном лугу ставили столы, приносили, кто что мог, и вся крестьянская община собиралась на братскую трапезу. Эти трапезы потому и назывались братчины-петровщины. Братчины устраивались не только в Петров день, но и в некоторые другие праздники. Так, братчина в день святителя Николая Чудотворца (22 мая) именовалась "микулыциной".

Обычай братских трапез имеет древнюю историю. Первые христиане ежедневно собирались вместе для вкушения пищи. Богатые и бедные приносили с собой пропитание, каждый что имел, и приносимое делилось между всеми во имя любви. Голодных не было, все "принимали пищу в веселии и простоте сердца". Ели обычно под вечер после окончания работы. Поэтому трапеза получила название вечеря любви (агапа). Завершалась она, подобно Тайной вечери Христа и апостолов, общим причащением.

Вечери любви были выражением единства христиан. Не только стол, но и все остальное было у них общим. Как пишет апостол Лука: "Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деян. 2, 44-45). Человек существовал не сам по себе, а был членом Церкви — тела Христова.

Не нужно думать, что собственность, даровая еда и легкая жизнь объединяла христиан. Апостол Павел говорит о себе и своем окружении: "Мы... ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночи и дни" (2 Фес. 3, 8) и еще более требовательно добавлял: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3, 10). Не стремление все отобрать и переделить, а совместный неустанный труд во славу Божию является основой единства христиан от первых дней во все последующие века.

Также и братчины крестьянской общины в России являли ее единство. "На миру и смерть красна, — говорили в народе, — а в одиночку и счастье плеснеет".

Собираясь за одним столом, крестьяне радовались плодам своих трудов. Здесь они с особой силой чувствовали сплоченность для общего труда на благо каждого. Братчина была залогом того, что община будет нераздельна перед лицом любых испытаний — будь то пожар или наводнение, не оставит никого в одиночестве со своими тяготами. Это было важно не только при стихийных бедствиях. Чтобы нормально жить, общине совершенно необходимы были общественные работы: рытье колодцев, строительство мостов, устройство плотин, чистка рек и прудов и т. п. Они, кстати, также нередко увенчивались общей трапезой. Могло случиться, что кто-либо по болезни или другой причине не справлялся вовремя со своими хозяйственными делами, например, с жатвой. Это грозило голодом. Тогда он просил соседей придти на помощь. Такая работа называлась "помочью". Устраивалась она и тогда, когда дело требовало слишком много рабочих рук сразу. В знак благодарности пригласивший хозяин выставлял угощение, и работа опять-таки кончалась общим столом. Так на деле осуществлялся завет апостола Павла: "Носите бремена друг друга и таким образом исполните Закон Христов".

Богатые люди имели обычай по праздникам "ставить кормы", "столы строить" для окольных крестьян — угощать сытым обедом, пивом похмельным да вином зеленым с расчетом на то, чтобы им всегда была оказана помощь в нужное время "по первому зову".

Для совместного разговенья в Петров день существовала еще одна причина. Летом колоть скотину в каждом доме было невыгодно — она еще не совсем отъелась, и в жару хранить мясо было затруднительно — оно быстро портилось. Чтобы разговеться, община колола барана на всех — его хватало, чтобы за раз поесть досыта свежего мяса жителям всей деревни. При этом проблемы хранения не возникало. Баранина являлась традиционным русским блюдом, главным угощением на петровских братчинах.

Баранина - очень древний продукт питания. Согласно Библии, сын первого человека Авель был пастырем овец. В ветхозаветные времена беспорочные однолетние агнцы (ягнята) являлись самой угодной жертвой Богу. Кровью агнцев помазали косяки дверей израильтяне, когда находились в египетском рабстве. В результате ангел Господень, несущий смерть первенцев по всей земле Египетской, обошел их дома. В память об этом событии был установлен праздник ветхозаветной Пасхи. В пасхальный вечер каждая семья собиралась за столом, где ее ждал испеченный ягненок с горькими травами. По учению отцов Церкви, пасхальный агнец является прообразом Иисуса Христа, поэтому на раннехристианских фресках Христос иногда символически изображается в виде ягненка.

Баранина издавна присуствовала и на русском столе. "Домострой" говорит: "Летом же для еды покупать и мясо домовитому человеку: купить баранчика и дома освежевать, да овчинок и накопить человеку на зиму, а бараний потрох — добавка к столу, утешение тоже. У жены хозяйственной и у хорошего повара замыслов много: из грудинки сварить отвар, почки — начинить, лопатки — прожарить, ножки яичками начинить, печень изрубить с лучком и, пленкою обернув, на сковороде изжарить, легкие, также с молочком, с мукой да яичками разболтав, нальет, а кишечки зальет яичками, из бараньей головы мозжок с потрошком в отваре сготовит, а рубец начинит кашкою, а почки — сварит или, начинив, ужарит, и если так делать, от одного барана много радости будет".

Осенний мясоед

28 августа празднуется Успение Божией Матери. О конце земной жизни Богородицы ничего не сообщается в Новом Завете. Сохранилось лишь предание, согласно которому Богородица была извещена архангелом Гавриилом о времени Ее преставления.

К этому дню по Ее желанию в Иерусалим за исключением апостола Фомы собрались все апостолы, чтобы проститься с Ней. Чудесным образом перед ними предстал Сам Христос, чтобы принять пречистую душу Своей Матери. В третий день, открыв гроб, апостолы поняли, что и тело Богородицы вознесено на небо. Эти события послужили основой установления праздника Успения, который отмечается с IV века. Праздник Успения был одним из самых любимых на Руси. Он являлся престольным для ее главнейших соборов — Софии Киевской и Софии Новгородской. Сохраняя преемственность, главный собор Москвы был также освящен в честь Успения Божией Матери.

В день Успения завершается Успенский пост. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в ином случае - рыбой. Мясо же начинают есть со следующего дня - праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, или третьего Спаса. В третий Спас было принято освящать орехи, а в некоторых местах - хлеб.

Осенний мясоед продолжается до 27 ноября — дня святого апостола Филиппа. В течение его можно есть мясо в любой день, кроме среды и пятницы. Исключение составляют два особых праздника, которые являются днями строгого поста.
 
Первый из них - праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября). Иоанн Креститель открыто обличил иудейского царя Ирода Антипу за то, что тот, оставив законную жену, женился на жене своего еще живого брата, Иродиаде. Во время большого пира дочь Иродиады Соломея плясала перед гостями, услаждая их прекрасным танцем. В благодарность Ирод поклялся подарить девице все, что она ни попросит. Танцовщица по совету своей матери просила отдать ей голову Иоанна Крестителя. И вот Ирод повелел отрубить Иоанну голову и отнести на блюде Соломее. В память о мученической кончине пророка день его смерти является постным.

Второй праздник - Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Установлен он в воспоминание об обретении в IV веке Креста Господня царицей Еленой. Пост в этот день напоминает о крестных страданиях Спасителя.

Осенний мясоед - время отдыха от тяжелых полевых работ. 14 сентября (1 сентября по старому стилю) в день Симеона Столпника начинается так называемое "бабье лето". В эту пору женщины наконец-то получали возможность спокойно заняться рукодельем, посидеть на завалинке, радуясь законченной страде и хорошей погоде. Две недели "бабьего лета" — прекрасная пора золотой осени. Наступление осени открывало на Руси время свадеб.


 







Оставить отзыв
Ваше имя:
Отзыв:

 Версия для печати








Салат "Кукуруза"
 
Лучшие рецепты с фото с доставкой
Подписаться